Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в России
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы организации рынка корпоративных облигаций в России….5
1. Понятие корпоративных облигаций…………………………………….5
2. Возникновение и основные этапы эволюции рынка корпоративных ценных
бумаг……………………………………………………………..8
3. Виды корпоративных облигаций……………………………………….14
4. Нормативно-правовая база регулирования рынка корпоративных облигаций в
России………………………………………………………41
Глава 2. Анализ деятельности субъектов российского рынка корпоративных
облигаций………………………………………………………………………..52
1. Анализ положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие
рынка корпоративных облигаций в России…………………52
2. Роль и значение фондовой биржи на первичном и вторичном рынке
корпоративных облигаций………………………………………………60
3. Инвестиционные банки на рынке корпоративных облигаций. Первичный и
вторичный рынки корпоративных облигаций…………67
4. Налоговый режим корпоративных облигаций…………………………75
Глава 3. Перспективы и совершенствование организации рынка корпоративных
облигаций……………………………………………………..80
1. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России….80
2. Совершенствование организации рынка корпоративных облигаций…86
Заключение………………………………………………………………………90
Список используемой литературы……………………………………………..94
Введение
Тема дипломной работы – «Корпоративные облигации в России».
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что на сегодняшний день
объем рынка корпоративных облигаций составляет 60 млрд. руб. и можно
ожидать, что в течение ближайших 2-3 лет, а при благоприятных
обстоятельствах и менее рынок корпоративных облигаций будет сопоставим по
объему с рынком государственных ценных бумаг. Рост ликвидности,
прозрачности эмитентов, появление разнообразного рода рублевых облигаций в
свою очередь приведут к тому, что расшириться состав инвесторов на рынке
корпоративных долговых бумаг. По мнению автора дипломной работы в их состав
войдут пенсионные фонды, страховые компании, фонды доверительного
управления и физические лица, которые пока неохотно покупают облигации
корпоративного сектора. В то же время для участников финансового рынка,
которые заинтересованы в первую очередь в умеренном риске вложений (в
частности, физических лиц) такие инвестиции выглядят более привлекательными
и адекватными по сравнению с вложениями в акции. Кроме того, рынок
корпоративных облигаций развивается и основное событие – это появление
вторичного рынка облигаций, что говорит о необратимости процессов
динамического развития сегмента корпоративных облигаций.
Цель дипломной работы – всестороннее освещение аспектов рынка
корпоративных облигаций.
Для достижения указанной цели автором ставиться ряд задач:
1) Определить понятие корпоративной облигации;
2) Охарактеризовать эволюцию рынка корпоративных облигаций в России,
обозначить основные этапы его развития;
3) Дать характеристику существующим видам корпоративных облигаций;
4) Проанализировать нормативно-правовую базу и последние изменения (на
2002 г.) в законодательстве, касающиеся операций с корпоративными
облигациями;
5) Проанализировать положительные и отрицательные факторы, определяющие
развитие рынка корпоративных облигаций;
6) Сформулировать цели, роль и задачи фондовой биржи на рынке
корпоративных облигаций;
7) Определить первичный и вторичный рынки корпоративных облигаций;
8) Рассмотреть деятельность инвестиционного банка, инвестиционных
компаний и синдикатов на рынке облигаций корпоративного сектора;
9) Обозначить перспективы развития и совершенствования организации рынка
облигаций в России.
Дипломная работа разделена три главы. В первой главе представлены
теоретико-практические аспекты регулирования корпоративных облигаций в
России. Вторая глава носит практический характер, в ней рассматривается
роль фондовой бирже на рынке облигаций, анализ положительных и
отрицательных сторон рынка облигаций. В третьей главе рассматриваются
перспективы развития и направления совершенствования рынка корпоративных
облигаций в России.
Вопросы, связанные с проблемами формирования и развития рынка
корпоративных облигаций пока не получили достаточного освещения в
отечественной литературе. В силу этого данное исследование в значительной
степени опирается на западную литературу, посвященную проблематике развития
рынков корпоративных облигаций в различных странах. Среди западных
исследований, использованных в дипломной работе, следует отметить
исследования Андерсона С.В., Даллы и Каткате, Демиргук-Кунта и Левайна,
Фабоцци, Хакансона, Диамонда, Мишкина, Виттаса и др. В диссертации
использованы также работы российских исследователей, посвященные различным
аспектам развития российской финансовой системы, важным в контексте
развития рынка корпоративных облигаций. Использованы работы Попова В.,
Матовникова М., Буклемишева О.В., Миркина Я., С.В. Лялина.
Глава 1. Основы организации рынка корпоративных облигаций в России.
1. Понятие корпоративных облигаций
Особым видом корпоративных ценных бумаг являются корпоративные
облигации.
Облигация – это долговая ценная бумага, серийное долговое
обязательство. Облигации выпускаются в рамках облигационного займа –
сериями (траншами), которые состоят из ценных бумаг, равных между собою по
объему предоставляемых прав.
Корпоративные облигации представляют собой ценные бумаги,
выпускаемые компанией, представляющие собой срочные долговые обязательства
компании перед их владельцем и дающие владельцу право на получение
гарантированного дохода в виде процента.
Номинальная стоимость облигации – это стоимость, обозначенная на
облигации и удостоверяющая размеры основного долга по ней. Курс облигации
определяется в процентах к номиналу, например, при курсе тысячерублевой
облигации в 97% ее рыночная цена составит 970 руб. Изменение курса
облигации выражается в пунктах. Например, возрастание курса на 3 пункта
означает, что облигация подорожала на 3%. Облигация может быть продана по
курсу выше или ниже номинала. В первом случае говорят, что она продана “с
премией”, во втором – “с дисконтом”. Дисконт (как и премия) – это разница
между продажной ценой и номиналом облигации: в случае с премией это разница
положительная, а в случае с дисконтом – отрицательная.
Корпоративная облигация отличается от акции тем, что её владелец не
является участником акционерного общества и не имеет права голоса. Как
правило, облигации продаются и покупаются на фондовой бирже по курсу,
зависящему от спроса и предложения на них, а также от приносимого ими
дохода.
Обычно корпоративная облигация обладает фиксированным доходом. Её
эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в
определённый момент в будущем, а также с определенной периодичностью
выплачивать купонный процент.
Чем выше размер купонного процента, тем выше доходность облигации.
Величина купонного процента зависит, в первую очередь, от имиджа,
надежности эмитента. Малоизвестный, сомнительный эмитент может привлечь
инвесторов только высокой процентной ставкой, тогда как облигации эмитента
с солидной репутацией будут расходится и при небольшом купоне.
Компания, решившая выпустить облигации, должна определить форму,
сроки и иные условия погашения облигаций. Номинальная стоимость всех
выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного
капитала компании либо величину обеспечения облигаций.
«В отличие от акций, корпоративные облигации могут выпускать не
только акционерные общества, но любые коммерческие организации. Рынок
облигаций очень перспективен, однако сейчас на российском рынке ценных
бумаг корпоративные облигации занимают скромное место. Корпоративные
облигационные займы характеризуются небольшими объемами эмиссии. За 1992-
1997 годы было зарегистрировано лишь 259 выпусков на общую сумму около 6
млрд. рублей по номинальной стоимости, в 1998 году – еще 93, причём
большинство из них пришлось на облигации телефонных займов в рамках
президентской программы “Российский народный телефон” и на конвертируемые
облигации. Облигации выпускали в основном крупные акционерные общества (с
числом не менее 3000 работников), а также те, в которых доля
государственной или муниципальной собственности достигала 38-51%».[1]
Сегодня компании прибегают к организации и размещению облигационных
займов, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых
средствах.
Хотя явным преимуществом эмиссии корпоративных облигаций
(неконвертируемых) является сохранение действующими акционерами
корпоративного контроля, эмитенту приходится нести определенные
обязательства по выплатам и погашению облигаций, установленные по условиям
их выпуска. Пойти на это могут лишь компании, имеющие устойчиво высокую
рентабельность. Кроме того, для поддержания инвестиционной
привлекательности ценных бумаг сами условия выпуска должны быть не хуже,
чем условия, предлагаемые другими структурами (включая государство),
осуществляющими выпуск долговых обязательств.
Наличие большого числа сдерживающих факторов вовсе не означает, что
у рынка корпоративных облигаций нет будущего. Российские предприятия
испытывают огромную потребность в инвестициях, и облигации могут
потенциально стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения
средств, особенно в сложившейся ситуации, когда подорвано доверие
инвесторов к государственным ценным бумагам.
«Вплоть до 1997 г. выпуск корпоративных облигаций сдерживался
высокой инфляцией и дороговизной заемных средств. На внутреннем рынке
заимствований доминирующее положение занимало Министерство финансов,
поддерживающее доходность по эмитируемым им ценным бумагам на уровне,
недоступном для корпоративных эмитентов».[2]
После событий августа 1998 года ситуация достаточно серьезно
изменилась, и в настоящее время выпуск облигаций содержит целый ряд
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17