Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в России

налоговом периоде, а продали в другом налоговом периоде, то, несмотря на

то, что у предприятия в первом периоде данные расходы были проведены по

бухгалтерскому учету, налоговые органы предлагают сделать корректировку

налогооблагаемой базы первого периода и учитывать эти расходы в том

периоде, когда ценные бумаги были реализованы.

При рассмотрении вопроса о порядке налогообложения инвесторов налогом

на пользователей автодорог необходимо отметить, что налогооблагаемая база

для разных категории налогоплательщиков различна. Для банков

налогооблагаемой базой является доход в виде разницы между ценой

реализации и ценой приобретения ценных бумаг. Для профессиональных

участников рынка ценных бумаг налогооблагаемой базой является сумма доходов

в виде разницы между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной

стоимостью, а также расходами по продаже в виде комиссионных и

вознаграждений. Банки и небанковские организации не уплачивают налог на

пользователей автодорог с суммы доходов в виде процентов, так как данные

доходы относятся к категории внереализационных доходов. Что же касается

компаний, которые не имеют специальных лицензий, так называемых

производственных предприятий, для них доходы от реализации ценных бумаг не

включаются в налогооблагаемую базу для налога на пользователей автодорог,

так как это не относится к их доходам от основной деятельности.

Глава 3. Перспективы и совершенствование организации рынка корпоративных

облигаций.

3.1. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России.

В настоящее время в России сложились достаточно хорошие предпосылки

для успешного развития рынка корпоративных облигаций, а именно:

1. Позитивные сдвиги в российской экономике и во внешней торговле

позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные

денежные накопления, которые можно использовать для

инвестирования в производство. В расчетах бюджета на 2003 г.

инфляция заложена на уровне 4-7% годовых. С достаточной

регулярностью снижается ставка рефинансирования;

2. Значительный инвестиционный потенциал имеют банки и иные

коммерческие организации, а также население. На

корреспондентских счетах банков находится постоянно 70-80 млрд

руб. Более того, рост положительного сальдо торгового баланса

России в 2002г. создает для Банка России и Минфина РФ проблему

поиска путей санации огромной рублевой денежной массы,

растущей в результате вынужденной скупки Банком России

иностранной валюты, ввозимой экспортерами;

3. Стабилизация политического и экономического положения России

ведет к росту предложения инвестиционных ресурсов со стороны

иностранных инвесторов. Как проявление растущего доверия к

инвестициям в Россию можно рассматривать тот факт, что еще в

мае 2000 года международное рейтинговое агентство Fitch IBCA

повысило оценку кредитоспособности страны по международным

обязательствам на два пункта с ССС до В-.

4. Возможности рынка корпоративных облигаций повышаются в связи с

умеренной политикой заимствований Минфина РФ на внутреннем

финансовом рынке, а именно с его отказом от крупномасштабных

заимствований под любые проценты.

5. Наметившийся подъем производства, и улучшение финансовых

результатов деятельности предприятий различных отраслей

экономики, непосредственно влияют на подъем их спроса на

инвестиции.

Казалось бы появилось окно для превращения финансового рынка в

источник средств для финансирования реального сектора с помощью организации

ликвидного рынка корпоративных облигаций.

Однако, несмотря на отмеченные возможности для оживления рынка

корпоративных облигаций, они все еще не являются полноценным инструментом

для привлечения средств. Существует ряд объективных причин, по которым, с

одной стороны, эмитенты не очень активно выходят на рынок со своими новыми

выпусками, с другой, потенциальные инвесторы не торопятся вкладывать

денежные средства в корпоративные облигации.

К основным причинам, тормозящим появление новых выпусков корпоративных

облигаций широкого класса эмитентов, относятся:

Во-первых, длительность срока подготовки проспекта эмиссии и его

регистрации в государственных органах не дает возможность эмитентам

оперативно подстроиться под изменившуюся конъюнктуру и предложить рынку ту

структуру облигации и, соответственно, доходности, которая была бы

интересна потенциальным инвесторам в момент размещения облигационного

выпуска.

В настоящее время законодательством предусматривается необходимость

регистрации каждого отдельного выпуска ценных бумаг по сложной и связанной

с большими затратами времени процедуре.

Однако, в России «окно возможностей», как правило, не превышает 3

месяцев, уложиться в такой срок от даты принятия решения эмитентом до

получения регистрации в ФКЦБ Проспекта эмиссии почти не реально.

При этом в рамках выпуска параметры ценной бумаги уже жестко

зафиксированы, и у эмитента при привлечении ресурсов не остается

возможностей для гибкого подхода с учетом ситуации на данный момент

времени. Кроме того, еще до регистрации проспекта эмиссии эмитент должен

заплатить налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от

номинального объема выпуска. В случае отказа в регистрации или в случае

неполного размещения налог не возвращается. Таким образом, действующее

законодательство не оставляет эмитенту пространства для маневра.

Наличие значительных затрат на подготовку эмиссии делает неэффективным

привлечение облигационных займов на короткий срок. Расходы эмитента

включают в себя:

1) налог на операции с ценными бумагами, размер которого не зависит от

реально размещенного объема,

2) оплату услуг консультантов, андеррайтеров, аудиторов;

3) биржевые сборы.

Эффективная стоимость заимствований растет по мере сокращения срока

обращения облигаций и достигает уровня, при котором занимать становится

невыгодно.

Во-вторых, компании вынуждены платить достаточно высокие рыночные ставки

по своим облигациям, а эти ставки не всегда адекватно отражают риски. Это

значит, что эмитенты в настоящее время должны переплачивать за выпуск своих

бумаг.

В-третьих, облигации являются прозрачным и понятным инструментом для

российёского налогообложения. А поскольку российское налогообложение вряд

ли можно назвать стимулирующим или хотя бы либеральным, компаниям-эмитентам

гораздо удобнее финансировать проекты с помощью различного рода суррогатов

или не эмиссионных ценных бумаг. Самые распространенные - векселя, чуть

менее - кредиторская задолженность, которую многие предприятия сознательно

увеличивают для того, чтобы за счет поставщиков кредитовать собственные

оборотные средства. По этим инструментам эмитентам практически ничего не

приходится платить, к тому же они удобнее с точки зрения оптимизации

налогообложения.

Поэтому на рынке отсутствуют "короткие" корпоративные облигации, а

ниша краткосрочных долговых инструментов прочно занята векселями.

Несмотря на всю простоту выпуска и операций с векселями, этот

инструмент имеет ряд недостатков, которые ограничивают его ликвидность и,

следовательно, возможности привлечения финансирования. Основные

сложности связаны с внебиржевым характером операций с векселями и

особенностями налогообложения.

Одним из путей снижения стоимости облигационных займов может стать

внедрение международных стандартов Корпоративного управления. В

соответствии с исследованием экспертов компании Маккинзи, инвесторы готовы

платить премию за бумаги тех эмитентов с развивающихся рынков,

Корпоративное управление которых соответствует международным стандартам.

Причем эта премия существенно выше той, которую инвесторы готовы платить за

бумаги компаний с развитых рынков. Такое отношение инвесторов к уровню

Корпоративного управления объясняется уровнем финансовой отчетности в

развивающихся странах, которая не дает адекватного представления о

действительном состоянии заемщика по сравнению с финансовой отчетностью по

международным стандартам.

Причины, по которым Корпоративные облигации не вызывают значительного

интереса у участников фондового рынка, следующие:

Во-первых, для осуществления активной торговли и привлечения

спекулятивно настроенных инвесторов необходимо, чтобы на рынке обращались

бумаги по крайней мере на 1—1,5 млрд рублей. Такие крупные, ликвидные

выпуски могут позволить себе немногие - скажем, "Газпром", РАО "ЕЭС

России", ЛУКОЙЛ. В то же время, подавляющее большинство компаний, которые

могли бы быть потенциальными эмитентами таких бумаг, вряд ли смогут и

захотят выпускать такие объемы: как уже было сказано, для них облигации -

далеко не оптимальный инструмент заимствований.

Во-вторых, потенциальная доходность корпоративных облигаций не намного

выше, чем у государственных бумаг, при этом ликвидность, скорее всего,

будет оставлять желать лучшего. И, учитывая соотношение цены и риска,

корпоративные облигации вряд ли смогут вызвать интерес широкого круга

инвесторов.

В-третьих, для обеспечения ликвидности рынку требуются короткие

бумаги, в то время как российские эмитенты рассчитывают на получение

инвестиционных ресурсов, которые по определению не могут быть короткие.

Рынок корпоративных облигаций начал свое возрождение с появлением длинных,

купонных облигаций, номинированных в долларах США. Расчет на то, что

привлекательность инструмента в первую очередь определяется его

защищенностью от девальвации, не полностью оправдался. Российские инвесторы

в тот момент не были готовы вкладываться в длинные купонные облигации даже

крупнейших российских эмитентов. Рынок требовал ликвидности и,

следовательно, коротких бумаг. Российским эмитентам потребовалось время,

что бы начать перестраиваться

Все это подтверждает тот факт, что в последнее время на рынке

корпоративных облигаций наблюдается тенденция к постепенному замещению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты