Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в России

понятие цена конверсии, определяемая как цена акции, получаемая при

конвертации. При выпуске конвертируемых облигаций цена конверсии обычно

устанавливается на 10-30% выше, чем текущая рыночная цена акции. Однако

может применяться и другой принцип установления конверсионного отношения. В

Испании, в частности, владелец конвертируемой облигации имеет право

обменять облигацию на акции исходя из рыночной цены акции, сложившейся за

определенной количество дней, предшествующее дате конвертации, и скидки

относительно этой цены (в процентах), записанной в проспекте эмиссии

облигаций. В зависимости от выбора конверсионного отношения эмитент может

придавать облигации черты как "классической" облигации (если конверсионное

отношение высоко и вероятность конвертации мала), так и обыкновенной акции

(если конверсионное отношение низкое, и вероятность конвертации велика).

Среди конвертируемых облигаций также существует ряд разновидностей. Среди

них можно выделить следующие:

А) Конвертируемые облигации с нулевым купоном - В англоязычной литературе

данные облигации известны под названием LYONS (Liquid Yield Option

Notes). Данные облигации не предусматривают купонных платежей и

реализуются с дисконтом, а в остальном аналогичны обычным конвертируемым

облигациям. Одной из особенностей LYONS является то, что в них обычно

предусмотрен пут опцион, т.е. право продать их эмитенту по заранее

оговоренной цене. Обычно пут опцион может быть исполнен каждые 5 лет.

Впервые данные облигации были выпущены в 1985 году при содействии

инвестиционного банка Merrill Lynch, и уже через несколько лет после

появления на долю LYONS пришлось около 20% рынка конвертируемых

облигаций. Эмитентами LYONS обычно являются крупные компании с высоким

кредитным рейтингом.

Б) Обмениваемые облигации - Представляют собой облигации, обмениваемые на

ценные бумаги (акции) другого эмитента. В США это сравнительно редкий тип

облигаций, к примеру, к концу 80-х гг. на американском рынке активно

продавались подобные облигации всего 12 эмиссий. В Европе обмениваемые

облигации получили большее распространение, что связано с

распространенной практикой совместного владения корпорациями акциями друг

друга (Euromoney, Aug 1998). Если компания желает продать свои доли в

других корпорациях, то в некоторых случаях это выгоднее сделать путем

выпуска обмениваемых облигаций.

В) Конвертируемые облигации с обязательной конвертацией - Отличие данных

облигаций от обычных конвертируемых облигаций состоит в том, что владелец

в течении срока обращения облигации обязан осуществить их конвертацию в

другие ценные бумаги (акции). Данный вид облигаций является сравнительно

новым в мировой практике, и если в США такие облигации уже получили

распространение, то в Европе были осуществлены только единичные выпуски,

которые не пользовались большой популярностью. Интересно отметить, что

термин "конвертируемые облигации" в Российской практике применяется

именно к облигациям с обязательной конвертацией.

4. Нормативно-правовая база регулирования рынка корпоративных облигаций в

России.

Последние изменения, касающиеся законодательного регулирования рынка

корпоративных облигаций произошли в 2002 г. Во-первых, это федеральный

закон от 7 августа 2001 г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в

федеральный закон «Об акционерных обществах», вступивший в силу с 1 января

2002 г.[11], который внес в закон большое количество изменений и

дополнений. А во-вторых, это Постановление ФКЦБ РФ от 19 октября 2001 г.

№27 «Об утверждении Стандартов эмиссии облигаций и их проспектов

эмиссии»[12], которое вступили в силу с 10 января 2002 г.

По своему статусу Федеральный закон «Об акционерных обществах» стоит

выше Стандартов ФКЦБ. Поэтому, для начала, рассмотрим те изменения и

дополнения, которые произошли в данном законе с 2002 г., касающиеся выпуска

корпоративных облигаций и являющиеся, на наш взгляд, наиболее значимыми.

«Ранее в законе в статьях, в которых речь шла о выпуске ценных бумаг

обществом, говорилось просто о ценных бумагах. При этом всеми

подразумевалось, что в данном случае речь идет только об эмиссионных ценных

бумагах. В новой редакции закона данное расхождение между тем, что

написано, и тем, как это трактовать, было ликвидировано использованием

термина «эмиссионная ценная бумага» (ст. 33, 34, 37, 38, 39, 40, 41)».[13]

В измененном Законе отсутствует ссылка на право размещения облигаций и

иных эмиссионных ценных бумаг АО только в случае, если это предусмотрено в

уставе АО. Ранее в законе содержалась ссылка, исходя из которой общество

размещает облигации (и иные ценные бумаги) в соответствии со своим уставом

и законодательством РФ. Сейчас же – только в соответствии с

законодательством РФ. Таким образом, теперь отпадает необходимость внесения

дополнений в устав общества при принятии решения о выпуске каких-либо

эмиссионных ценных бумаг, не предусмотренных уставом.

Кроме того, установлен особый порядок принятия решения по размещению

облигаций (и иных эмиссионных ценных бумаг), конвертируемых в акции АО.

Если принимается решение о размещении путем открытой подписки

облигаций, конвертируемых в привилегированные акции или обыкновенные акции,

составляющие менее 25% ранее размещенных обыкновенных акций, то это решение

принимается общим собранием акционеров или советом директоров, если за

последним данное право закреплено в уставе АО. Здесь отметим, что в

отношении привилегированных акций долевое ограничение не устанавливается,

так как оно установлено ранее – номинальная стоимость размещенных

привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала

общества (п. 2 ст. 25).

Если принимается решение о размещении путем открытой подписки

облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25%

ранее размещенных обыкновенных акций, то это решение принимается только

общим собранием акционеров, которое (решение) принято требуемым

(установленным) количеством голосов.

При закрытой подписке размещение облигаций, конвертируемых в акции

(обыкновенные, привилегированные) АО, может осуществляться, как и ранее,

только по решению общего собрания акционеров, принятому требуемым

(установленным) количеством голосов, минимум которых изменен с 2/3 на 3/4.

В некоторых статьях закона «Об акционерных обществах» термин «выпуск»

облигаций заменен термином «размещение» облигаций. Если подходить к этому

буквально, а именно исходя из официального определения термина

«размещения» в законе «О рынке ценных бумаг»[14], то это многое меняет. В

частности, ранее в соответствии с законом «Об акционерных общества»

запрещалось делать выпуск (а значит и его регистрацию) облигаций до полной

оплаты уставного капитала АО или осуществлять выпуск облигаций без

обеспечения ранее третьего года существования общества (при условии

надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества).

Если читать буквально закон теперь, то при данных условиях регистрировать

выпуск облигаций можно, но нельзя производить их размещение до выполнения

требований законодательства (абзацы 3 и 7 п. 3 ст. 33). Если это было бы

возможно и по Стандартам (в Стандартах содержится требование о том, что

государственная регистрация выпуска облигаций не может быть осуществлена до

полной оплаты уставного капитала) то, с одной стороны, в некоторых случаях

это просто ускорило бы процедуру выпуска облигационного займа, что,

конечно, в интересах эмитента. Но с другой стороны, если исходить из

интересов инвесторов, это повысило бы риск размещения зарегистрированных

облигаций без оплаты уставного капитала и в некоторых предусмотренных

законодательством случаях без обеспечения. Но факт остается фактом. Закон

«Об акционерных обществах» не запрещает производить регистрацию выпуска

облигаций при невыполнении некоторых требований. Однако это не возможно

осуществить по Стандартам эмиссии облигаций, которые являются при этом

подзаконным актом. Теперь облигации АО могут оплачиваться только деньгами.

Старый порядок оплаты ценных бумаг неденежными средствами сохранен только в

отношении акций.

В Закон появилось требование, согласно которому размещение облигаций

общества посредством подписки осуществляется при условии их полной оплаты.

Ранее данный порядок действовал относительно облигаций, которые

оплачивались неденежными средствами.

В Закон введена статья, определяющая порядок установления цен

размещения эмиссионных ценных бумаг АО. При размещении данных ценных бумаг

путем подписки это осуществляется по цене, определенной советом директоров.

Так как в некоторых случаях решение о размещении облигаций принимается или

должно приниматься общим собранием акционеров, то, таким образом, решение

совета директоров относительно цены размещения все-таки потребуется.

«В измененном Законе установлены предельные размеры цен, при

размещении посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в

акции АО. Действовавшие ранее ограничения по предельному размеру цен

относились только к прочим ценным бумагам (не облигациям), конвертируемым в

акции. Кроме того, установлен предельный размер вознаграждения посредника,

участвующего в размещении эмиссионных ценных бумаг посредством подписки.

Раннее, во-первых, предел вознаграждения, не устанавливался, а, во-вторых,

вознаграждение упоминалось лишь при размещении дополнительных акций, а

также при размещении ценных бумаг (но не облигаций), конвертируемых в

акции».[15]

Что касается эмиссии корпоративных облигаций, то уже прошло чуть более

5 лет как были утверждены «Стандарты эмиссии акций при учреждении

акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов

эмиссии»[16]. Данные Стандарты регламентировали порядок выпуска акций (а

теперь только акций[17]) и корпоративных облигаций и за это время

претерпели немало изменений и дополнений. Однако несмотря на это, со

стороны многих эмитентов, да и профессиональных участников рынка ценных

бумаг можно было часто услышать высказывания о необходимости разделения

данных инструментов и принятия индивидуальных Стандартов.

В «старых» Стандартах по большому счету отсутствовало четкое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты