инвесторов;
3) формирование кредитной истории и кредитного рейтинга
эмитента, что способствует повышению имиджа компании со
стороны потенциальных инвесторов и контрагентов и позволяет
размещать новые займы на более выгодных условиях;
4) возможность управления объемом долга путем покупки и продажи
облигаций на вторичном рынке в соответствии с текущим
состоянием платежного баланса;
5) минимизация транзакционных издержек, а также риска подделки
и хищения за счет бездокументарной формы эмиссии облигаций.
С точки зрения инвестора, корпоративные облигации как объект
размещения активов обеспечивают:
1) высокую оперативность управления инвестиционным портфелем за счет
возможности реализации бумаг на вторичном рынке;
2) участие в финансировании первоклассных заемщиков независимо от размера
капитала;
3) улучшение качества инвестиционного портфеля за счет эффективной
диверсификации.
На сегодняшний день в странах G-7 посредством эмиссии корпоративных
облигаций финансируется от 30 до 60 проц. всех инвестиционных проектов.
В Нидерландах нетто-эмиссия (эмиссия без учета средств, направляемых
на рефинансирование ранее сделанных выпусков) корпоративных облигаций в
последние годы превышает 40 проц. от валового объема инвестиций.
В странах, входящих в Британское Содружество (Commonwealth), доля
корпоративных облигаций в валовых инвестициях составляет 15-25 проц., при
этом в Австралии этот показатель достигает 30 процентов.
Корпоративные облигации широко используются компаниями сектора "высоких
технологий" для расширения своего бизнеса и финансирования новых проектов.
Несмотря на кризис, в последние месяцы американская
телекоммуникационная компания WorldCom осуществила размещение нескольких
выпусков корпоративных облигаций с различными сроками погашения и привлекла
свыше 11 млрд долл. Это позволило рефинансировать старые выпуски облигаций,
а также инвестировать значительные суммы в строительство сетей мобильной
связи третьего поколения.
В России же весь объем средств, привлеченных с помощью рынка
корпоративных облигаций, составляет всего около 2 млрд долл. Да, это почти
3 проц. от двухлетнего валового объема инвестиций в основной капитал, но
при этом весь отечественный рынок этих инструментов по объему почти в
полтора раза меньше, чем рынок корпоративных облигаций Люксембурга.
Развитию рынка корпоративных облигаций в России помимо базовых
макроэкономических факторов, сдерживающих развитие всего рынка рублевых
инструментов, мешает множество проблем, касающихся непосредственно сектора
корпоративных облигаций. К числу главных причин, тормозящих развитие этого
рынка, относятся:
1) невысокий уровень доверия инвесторов к государству, эмитентам,
национальной валюте;
2) отсутствие налогового стимулирования участия инвесторов на рынке
корпоративных облигаций.
3) в развитых экономиках существуют специальные налоговые льготы
инвесторам, осуществляющим вложения средств в ценные бумаги
предприятий, в том числе и в корпоративные облигации. Можно отметить,
в частности, введение необлагаемого минимума прибыли от роста
курсовой стоимости бумаг (Германия, Канада, Франция); представление
налогового кредита в объеме приобретения ценных бумаг (Испания);
исключение из объектов налогообложения инвестиций в венчурные
компании, как правило, в акции и облигации предприятий сектора
"высоких технологий" (Великобритания).
4) излишняя сложность процедуры регистрации эмиссии и длительность
предварительных мероприятий, необходимых для размещения новых бумаг.
На сегодняшний день этап подготовки для осуществления эмиссии
занимает в лучшем случае 2 месяца (в среднем, по данным опроса, 4 - 5
месяцев), что делает нецелесообразным выпуск краткосрочных облигаций.
Только регистрация отчета об эмиссии в ФКЦБ происходит в течение 1
месяца, что существенно ограничивает возможность вторичных торгов
новыми облигациями.
5) налог на эмиссию корпоративных ценных бумаг (фактически на
эмитентов), составляющий на сегодняшний день 0,8 проц. от номинальной
суммы выпуска. При норме доходности по корпоративным облигациям на
уровне 10 проц. годовых существующая ставка налога увеличивает
стоимость заимствования для эмитента до 11,6 проц. годовых (при
выпуске шестимесячных бумаг) или 13,2 проц. годовых (при выпуске
трехмесячных бумаг). В случае частичного размещения эмиссии,
например, 50 проц. от заявленного объема, доходность в условиях
действующего законодательства, требующего полной предварительной
уплаты налога, возрастает до 16,5 проц. (по трехмесячным бумагам).
Таким образом, существующий налог на эмиссию фактически закрывает для
предприятий возможность размещения краткосрочных займов, делая их
изначально нерентабельными. Следует отметить, что на развитых рынках
налог на эмиссию либо отсутствует (ряд стран Западной Европы), либо
его ставка в 30 - 50 раз меньше, чем в нашей стране (США, Германия,
страны Юго-Восточной Азии).
6) недоверие инвесторов, проистекающее из недостаточной информационной
прозрачности эмитентов и низкого качества корпоративного управления;
7) отсутствие опыта работы предприятий с корпоративными облигациями.
Этот список можно продолжить, тем более что существует отдельный огромный
блок проблем, связанный со слабым развитием в нашей стране механизмов
коллективного инвестирования и низким уровнем инвестиционной культуры
населения.
2.2. Роль и значение фондовой биржи на первичном и вторичном рынке
корпоративных облигаций.
Одним из важнейших моментов, определяющих эффективность выпуска
облигационного займа, является выбор технологической схемы заимствования и
инфраструктурных организаций, обслуживающих данные облигации. При этом
важная роль при организации выпуска облигационного займа принадлежит
торговой площадке, на которой будет проходить первичное размещение и
вторичное обращение облигаций.
В настоящее время ММВБ является ведущей российской торговой площадкой
по организации первичного размещения корпоративных облиагций. Реализация
программ по привлечению финансовых ресурсов с фондового рынка для
реализации инвестиционных проектов является приоритетным для Биржи.
Одним из наиболее динамично развивающихся рынков ММВБ стал рынок
корпоративных облигаций. Активная работа ММВБ по организации размещения
облигационных займов компаний-эмитентов направлена на выполнение
общегосударственной программы по привлечению инвестиций в реальный сектор
экономики.
«Необходимо отметить, что в настоящее время ММВБ является крупнейшей
фондовой площадкой в России. По объему торговли, ММВБ занимает свыше 80%
общего объема торгов корпоративными ценными бумагами от объема торгов на
трех ведущих площадках России».[25]
При этом основной оборот ММВБ приходится на ценные бумаги ведущих
российских компаний.
Начало рынку корпоративных облигаций было положено в 1999 г, когда на
ММВБ прошло размещение облигаций “ЛУКОЙЛА”, “Газпрома”, РАО “ЕЭС России” и
ряда других компаний. Всего за период 1999-2001 годах в секции фондового
рынка ММВБ были размещены корпоративные облигации на общую сумму более 43
млрд. рублей по номиналу (в том числе в 2000 году - более 29 млрд. руб.).
Рынок корпоративных облигаций демонстрирует как количественный, так и
качественный рост. Так, на ММВБ проходило размещение облигаций таких
компаний как “ММК”, “ТНК”, “МГТС”, Ростовэнерго, Михайловский ГОК и многих
других.
Важным этапом в развитии данного сегмента рынка ценных бумаг явилось
начало размещения облигаций банков. Так, в 2000 г на ММВБ успешно прошло
размещение облигаций ряда крупных российских банков и финансовых компаний,
включая облигации Внешторгбанка, “Гута-банка”, “Кредит Свисс Ферст Бостон
Капитал”, МДМ-банка, Номосбанка.
Размещались как короткие (до 6 месяцев), так и длинные (до 4 лет)
выпуски, что позволяет говорить о значительной диверсификации и
формировании многими компаниями развернутой программы привлечения
финансовых ресурсов с использование механизма облигационных займов,
размещение которых проходит на ММВБ. Торговая система ММВБ использовалась
рядом эмитентов также для организации выкупа размещеных облигаций.
Наряду с экономическими факторами не последнюю роль в развитии данного
рынка сыграло наличие высокоэффективной технологии, которая была
задействована при обслуживании рассматриваемых займов - выпуски были
осуществлены на базе торговой и расчетной инфраструктуры ММВБ.
При этом помимо предоставления торговой и расчетной инфраструктуры,
Биржа участвовала практически на каждом из этапов создания рынка
корпоративных облигаций.
«Биржа задействована в той или иной степени практически на каждом из
этапов создания рынка. Так, при подготовке проспекта эмиссии (решения о
выпуске и т.п.) специалисты биржи совместно с эмитентом, агентом по
размещению, финансовым консультантом прорабатывают блок вопросов, связанный
с организацией размещения. Именно на данном этапе определяется конкретный
механизм размещения, включая депозитарно-расчетные аспекты, определяются
основные параметры займа, в том числе форма выпуска, способы выплаты
дохода, разрабатывается необходимая нормативно-договорная база. Разумеется,
в тесном единстве со специалистами биржи работают специалисты Национального
Депозитарного Центра (НДЦ) и Расчетной Палаты ММВБ (РП ММВБ),
представляющие расчетную систему ММВБ».[26]
При проведении маркетинговой кампании участие ММВБ повышает статус
проекта в глазах инвесторов, страхует от инфраструктурных рисков. Биржа
предоставляет свои информационно-технические каналы для доведения
информации до потенциальных покупателей, включая интернет-сайт ММВБ, другие
электронные и обычные способы оповещения членов секции фондового рынка
(СФР), а также через информационные агентства. Биржа может проводить
презентации, готовить информационно-рекламные буклеты и т.п. При
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17