разграничение между акциями и корпоративными облигациями. По ходу работы с
документом приходилось проводить своего рода анализ по выявлению
требований, относящихся к тому или иному финансовому инструменту. При этом
иногда инструмент не назывался своим непосредственным именем, а проходил
под термином «иные ценные бумаги». Все это, конечно, затрудняло работу с
таким важным для эмитента документом, особенно если имело место первая
эмиссия ценных бумаг, будь то акций или облигаций. С позиции инвесторов
критике мог вполне подвергнуться порядок представления и раскрытия
информации эмитентом. На момент выпуска ценных бумаг она могла уже быть
существенно устаревшей.
Не смотря на то, что многие положения в законе «Об акционерных
обществах» затрагивают процесс эмиссии облигаций, конвертируемых в акции,
новые Стандарты не регламентируют данную процедуру, так как в соответствии
с ними же это регулируется иными (надо полагать пока еще старыми)
Стандартами.
Рассмотрим основные изменения и дополнения, которые произошли в
Стандартах эмиссии и на которые стоит обратить внимание.
При оплате облигаций неденежными средствами появилось требование о
том, что решение о размещении (не путать с решением о выпуске) облигаций
должно содержать перечень имущества (определенное родовыми признаками),
которым могут оплачиваться облигации. Ранее такое требование
распространялось только на акции, размещаемые путем подписки. Так как
облигации, размещаемые акционерным обществом, должны в соответствии с п.2
ст. 34 закона «Об акционерных обществах» оплачиваться только денежными
средствами[18], данное требование относится к эмитентам, имеющим иную
организационно-правововую форму.
Как и в новой редакции закона «Об акционерных обществах», в
Стандартах появился пункт, в соответствии с которым размещение облигаций
акционерным обществом (отметим, что только акционерным обществом)
осуществляется при условии их полной оплаты. В старых Стандартах это
относилось к облигациям, размещаемым траншами любым эмитентом не зависимо
от организационно-правовой формы. Исходя из последнего имеем, что на
сегодня эмитенты, не являющиеся АО, имеют право размещать облигации и без
условия их полной оплаты.
При размещении облигаций путем закрытой подписки отдельно выделен
случай, при котором размещение облигаций осуществляется взамен иного
обязательства, существовавшего между эмитентом и приобретателем облигаций.
В проекте Стандартов данное размещение получило название новации долга.
«Установлен порядок, предусматривающий предоставление обеспечения
каждому приобретателю облигаций в процессе их купли-продажи, если имеет
место выпуск обеспеченных облигаций: в решении о выпуске должно быть
определено, что приобретение облигаций означает (т.е. из самого факта
приобретения) заключение приобретателем облигаций договора, в соответствии
с которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций».[19]
Можно говорить, что в качестве обеспечения по облигациям может
выступать поручительство, банковская гарантия, залог имущества, а также
иное обеспечение. Здесь стоит обратить внимание на поручительство и
банковскую гарантию, так как в этом случае могут возникнуть некоторые
сложности, связанные с размещением и обращением облигаций, обусловленные
требованиями Гражданского кодекса РФ, в котором не прописаны условия
предоставления обеспечения, упомянутые в Стандартах.
Если говорить о поручительстве, то поручительство – это договор,
который заключается в письменной форме между поручителем и кредитором (в
нашем случае владельцем облигаций)[20]. Т.е. здесь встает проблема
необходимости заключения договора поручительства каждый раз при смене
собственника облигаций.
Если говорить о банковской гарантии, то она представляет собой
одностороннее письменное обязательство гаранта перед кредитором (владельцем
облигаций). Из ее одностороннего характера следует, что она сохраняет свою
юридическую силу и в том случае, если в гарантии не указан конкретный
кредитор. В этом плане она менее требовательна по сравнению с
поручительством, где должен фигурировать конкретный кредитор. Однако в этом
случае банковская гарантия исполняется в пользу того кредитора, который
предъявил гаранту подлинник банковской гарантии[21]. Таким образом, это
также идет в разрез с условиями предоставления обеспечения, указанными в
Стандартах, и потенциально ограничивает возможности вторичного обращения
облигаций. («Решение о выпуске облигаций, предусматривающее предоставление
обеспечения выпуска облигаций, должно устанавливать, что приобретение
облигаций означает заключение приобретателем облигаций договора, в
соответствии с которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или
волеизъявление приобретателя облигаций воспользоваться правами бенефициара,
вытекающими их банковской гарантии. Условия договора, в соответствии с
которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или банковская
гарантия должны определять, что с переходом прав на облигацию к
приобретателю переходят права по указанному договору (банковской гарантии)
в том же объеме и на тех же условиях, которые существуют на момент перехода
прав на облигацию. Условия договора, в соответствии с которым
предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или банковская гарантия
должны прилагаться к решению о выпуске облигаций») (п. 4.10).
Для именных облигаций и облигаций с условием обязательного
централизованного хранения их сертификатов в депозитарии предусмотрено
установление в решении о выпуске предельной даты закрытия реестра для целей
исполнения обязательств по облигации – не более 7 дней до даты исполнения
обязательства. Ранее дата закрытия реестра определялась эмитентом
самостоятельно. Обычно это было в день, предшествующий 5 (например, «ММК»),
6 (например, концерн «Калина») и 7 (например, «МГТС», «Аэрофлот») дням до
даты исполнения обязательства. («Решение о выпуске именных облигаций или
облигаций с условием обязательно централизованного хранения их сертификатов
в депозитарии должно содержать указание на дату составления списка
владельцев облигаций для исполнения по ним обязательств (выплата доходов,
погашение), которая не может быть более 7 дней до даты исполнения (начала
исполнения) обязательств, а также указание на то, что исполнение
обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев
облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций
после даты составления списка владельцев облигаций») (п. 4.11).
«Решение о выпуске облигаций теперь должно дополнительно раскрывать
порядок заключения договоров, на основании которых осуществляется
размещение облигаций (п. 4.8), а также возможные действия владельцев
облигаций в случае отказа эмитента от исполнения своих обязательств,
включая порядок раскрытия информации о неисполнении или ненадлежащем
исполнении обязательств эмитентом по облигациям (п. 4.12)».[22]
Произошли изменения в количестве экземпляров документов,
представляемых для государственной регистрации выпуска облигаций. В
основном количество всех представляемых экземпляров документов увеличилось
в два раза. Кроме того, появились некоторые особенности оформления или
заверки данных документов.
В новых Стандартах отсутствует ряд документов, упоминавшихся ранее в
перечне документов, представляемых для государственной регистрации выпуска
облигаций. В частности старая редакция стандартов требовала:
1) Копию письма Государственного комитета РФ по статистике об учете
эмитента в Едином государственном регистре предприятий и организаций;
2) Документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от
заключения договора с регистратором о ведении реестра.
Новая редакция требует:
1) Два экземпляра заверенных эмитентом копий договора, заключенного между
эмитентом и организацией, принимающей на себя обязательство по
централизованному хранению сертификатов облигаций в случае эмиссии
документарных облигаций, условия выпуска которых предусматривают
обязательное централизованное хранение их сертификатов.
2) Если обеспечением облигаций выступает имущество третьего лица,
представляется документ, подтверждающий его рыночную стоимость в
соответствии с требованиями законодательства. В случае иного
обеспечения - представляется заверенная эмитентом бухгалтерская
отчетность третьего лица за последний завершенный финансовый год и за
последний квартал, предшествующий утверждению решения о выпуске
облигаций;
3) Два экземпляра документов, подтверждающих одобрение уполномоченным
органом третьего лица предоставления обеспечения, в случае наличия у
такой сделки признаков крупной или в которой имеется
заинтересованность;
4) Два экземпляра справки от эмитента, свидетельствующей о принятии
налоговыми органами всей предоставляемой бухгалтерской отчетности в
случае отсутствия на ней отметки налоговых органов о ее принятии.
По сравнению со старой редакцией в новой сокращены сроки представления
документов на государственную регистрацию выпуска облигаций: с трех до
одного месяца с даты утверждения решения.
Произошли изменения в способе размещения облигаций, размещаемых
траншами. Ранее указывалось, что это просто подписка (т.е. и открытая, и
закрытая). Теперь только открытая подписка.
Отсутствует требование оплаты облигаций, размещаемых траншами, только
денежными средствами (но не для АО, для которого оплата размещаемых
облигаций установлена законом «Об акционерных обществах» только денежными
средствами), а также требование погашения и выплат процентов по данным
облигациям тоже только денежными средствами.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации
отчета об итогах выпуска облигаций, расширен. Теперь в нем появились
заявление, анкета эмитента.
Отчет об итогах выпуска облигаций представляется в 4-х экземплярах.
Его текст, а также текст анкеты дублируются на одном магнитном носителе.
В случае оплаты облигаций имуществом, стоимость которого превышает
заданный в Стандартах уровень, отчет независимого оценщика, представляемого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17