Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в России

последующей организации вторичного рынка, проведении процедур листинга и

включения в котировальные листы ММВБ, сопровождаемые экспертизой финансово-

экономического состояния и его ценных бумаг, заключением договора о

листинге, по которому эмитент обязуется раскрывать информацию о себе как

регулярно, так и по мере наступления корпоративных событий, - повышают

престиж, качество предлагаемых инструментов, а значит и их инвестиционную

привлекательность.

Таким образом, при организации облигационных займов биржа выполняет

три основных функции: по предоставлению технологий, консалтингу и

маркетингу.

Первичное размещение на ММВБ с точки зрения схемы размещения может

быть проведено в форме аукциона или в режиме переговорных сделок (РПС).

Возможен также смешанный вариант (вначале проводится аукцион по определению

цены размещения, - затем заключаются сделки в РПС по определенной на

аукционе цене). Названия условны, они обозначают принятое на бирже

наименование режимов торгов.

При проведении аукциона по определению цены размещения участники –

члены СФР подают со своих удаленных рабочих мест или мест в торговом зале

электронные заявки на покупку за свой счет или за счет своих клиентов.

Заявка контролируется Системой торгов на достаточность обеспечения (т.е. на

наличие денежных средств, зарезервированных накануне в Расчетной Палате

ММВБ. Потенциальный покупатель указывает в заявке количество облигаций и

цену, по которой он готов приобрести облигации. По окончании периода сбора

заявок на аукцион. Система торгов генерирует реестр заявок, который

передается Торговому агенту (андеррайтеру). Последний передает данный

документ эмитенту, который на его основе определяет цену размещения. В

период удовлетворения заявок Торговый агент вводит заявку на продажу по

цене размещения, размер которой не может превосходить объем облигаций на

эмиссионном счете эмитента в НДЦ, оператором счета на основании

доверенности которого выступает Торговый агент. В соответствии с

установленной нормативными документами ММВБ процедурой заключаются сделки

по цене размещения, но только по заявкам покупателей с ценами, не ниже цены

размещения. Заявки с меньшими ценами не удовлетворяются. После завершения

торгового дня информация о результатах аукциона поступает в РП ММВБ и НДЦ

и, после окончательного сигнала от биржи на разблокировку счетов денежные

средства поступают на счет Торгового агента эмитента, а ценные бумаги – на

счета депо покупателей.

Возможно также проведение конкурса по определению процентной ставки

купона.

В данном случае участникам рынка предложена новая форма определения

цены заимствования. В день проведения конкурса по определению процентной

ставки по первому купону члены секции фондового рынка ММВБ подают заявки

на конкурс с использованием торговой системы ММВБ как за свой счет, так и

за счет и по поручению клиентов. В заявках на приобретение облигаций,

направляемых в адрес Андеррайтера указывается величина приемлемой для

инвестора процентной ставки по первому купону. Под величиной приемлемой

процентной ставки понимается величина процентной ставки по первому купону,

при объявлении которой эмитентом потенциальный инвестор был бы готов купить

количество облигаций, указанных в заявке по цене 100 % от номинала.

В то же время, по-видимому, при заранее определенной цене, достаточно

удобно использовать РПС.

При использовании РПС андеррайтер вводит в Систему торгов безадресную

заявку (котировку) на продажу с указанием цены размещения, заранее

определенной эмитентом, доступную всем Членам СФР. Покупатели направляют

андеррайтеру адресные заявки на покупку. Получив адресную заявку

андеррайтер имеет три варианта действий – заключить сделку, отклонить

заявку либо послать встречную заявку с другими условиями, например, другой

ценой или количеством.

В первом случае при введении в Систему торгов адресной заявки

аналогично аукциону будет происходить контроль на достаточность обеспечения

– и покупатель не сможет использовать денежных средств больше, чем

зарезервировано в Расчетной Палате накануне.

После размещения большинство выпусков облигаций торговались на

вторичном рынке в Секции фондового рынка ММВБ.

Ценные бумаги, включенные в котировальные листы ММВБ проходят

официальную процедуру листинга ММВБ. Это - высоколиквидные финансовые

инструменты первокласных эмитентов.

Для проведения экспертизы ценной бумаги эмитент представляет на Биржу

документы и необходимую информацию, объем которой определяется “Правилами

листинга”. Основная задача экспертизы состоит не столько в анализе

соответствия эмитентов и их ценных бумаг формальным требованиям ММВБ, но,

главным образом, в проведении фундаментального анализа состояния эмитентов.

На ММВБ действует двухуровневая система листинга: ценные бумаги,

прошедшие процедуру листинга включаются в котировальные листы первого

уровня или котировальные листы второго уровня. К ценным бумагам, включаемым

в котировальные листы разных уровней применяются различные требования,

причем отдельно сформулированы требования, применяемые к акциям и

облигациям.

Торги по ценной бумаге, прошедшей листинг, начинаются в срок, не

превышающий двух недель с момента принятия Биржевым Советом решения о

включении ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня,

если иное не оговорено в Договоре о листинге.

Вся процедура листинга, начиная с момента подачи заявления и до

момента начала торгов, занимает около полутора месяцев.

Ценные бумаги могут быть допущены к торгам на ММВБ не только в

результате прохождения процедуры листинга, но и по иной, упрощенной схеме.

Это так называемые внесписочные ценные бумаги.

При выплате дохода по облигациям биржа и ее расчетная инфраструктура

также могут предоставить комплекс услуг. Так, поскольку все рассмотренные

выпуски сконструированы с централизованным хранением в НДЦ, последний

накануне выплаты дохода по купону или при погашении передает информацию о

владельцах Платежному агенту. При этом выплата дохода может осуществляться

через РП ММВБ.

В этом случае Платежный агент, получив вышеуказанный список от

эмитента, передает на ММВБ в установленные сроки поручение на выплату

купона, которая в свою очередь готовит и передает расчетные документы в РП

ММВБ. В день выплаты дохода Платежный агент резервирует на своем счете в РП

ММВБ необходимую сумму денежных средств, с которого РП ММВБ переводит их на

счета владельцев (номинальных держателей) облигаций.

Важнейшим слагаемым успеха облигационных заимствований является

наличие ликвидного вторичного рынка, ведь именно в этом заключается

преимущество секьюритизации перед прямыми займами. И эмитент, который

рассчитывает на дальнейшие обращения к финансовому рынку, не может не

думать о судьбе вторичного рынка собственных облигаций.

Фондовая биржа по своим основным, статусным функциям – это именно

организатор вторичных торгов. Поэтому ММВБ, обладающая колоссальным опытом

организации вторичных торгов как государственных ценных бумаг, так и

корпоративных, способна оказать серьезную помощь эмитенту. В то же время,

результаты будут зависеть от целой совокупности факторов, включая

особенности первичного размещения, структуры владельцев займа, их

намерений, которые могут быть не спекулятивные, а инвестиционные, а также

позиции эмитента, его желания стимулировать маркет-мейкеров.

Важнейшей задачей ММВБ является дальнейшее развитие модульной

технологии проведения первичного размещения, позволяющей эмитенту и

андеррайтеру выбрать оптимальный вариант проведения первичного размещения,

организации вторичного обращения и погашения облигационных займов.

2.3. Инвестиционные банки на рынке корпоративных облигаций. Первичный и

вторичный рынки корпоративных облигаций.

«Инвестиционный банк – это крупная универсальная организация,

работающая на рынке ценных бумаг, и оказывающая своим клиентам комплекс

услуг, включающий организацию привлечения финансирования и осуществление

слияний и поглощений. В рамках данной статьи нас будет интересовать такая

функция инвестиционных банков, как привлечение финансирования посредством

выпуска ценных бумаг. Деятельность инвестиционного банка по размещению

ценных бумаг эмитента называется андеррайтингом, а организация,

занимающаяся этой деятельностью – андеррайтером».[27]

В процессе размещения ценных бумаг обычно участвуют несколько

инвестиционных банков, образующих консорциум андеррайтеров. Эмитент, как

правило, взаимодействует с одним инвестиционным банком, который является

генеральным менеджером эмиссии. Именно в процессе переговоров эмитента с

генеральным менеджером обычно определяются параметры предстоящих эмиссий

ценных бумаг – вид облигаций, срок обращения, процентная ставка и т.д.

Однако одному инвестиционному банку (генеральному менеджеру) обычно не под

силу, или очень сложно самому разместить весь объем эмиссии. Поэтому

генеральный менеджер создает эмиссионный синдикат, или консорциум

андеррайтеров. При этом число членов консорциума может достигать нескольких

сотен участников (в настоящее время, правда, число участников консорциумов

обычно не превышает 60).

Создание такого консорциума требует определенной иерархии и

распределения ролей. Реально консорциум состоит из следующих групп

участников. Ко-менеджеры являются следующим уровнем после менеджеров. Они

организуют построение следующих уровней консорциума. Андеррайтеры берут на

себя гарантии по размещению выпуска ценных бумаг. Группа продаж может

привлекаться менеджерами и андеррайтерами для непосредственного размещения

ценных бумаг среди конечных инвесторов. Группа продаж может и не

формироваться, если менеджеры и андеррайтеры сами находят достаточное

количество конечных инвесторов. Участники группы сбыта не несут никаких

обязательств по размещению ценных бумаг, фактически, они действуют как

торговые агенты.

Предприятия тщательно выбирают инвестиционный банк, который будет

выполнять функции ведущего менеджера. При этом существуют 2 основных метода

выбора инвестиционного банка. Первый способ предполагает проведение

тендера, в ходе которого инвестиционные банки конкурируют меду собой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты