Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     Действие всех этих противоречивых факторов по отношению к темпам вступления России в ВТО не должно привести к перепадам в переговорной стратегии России, в противном случае процесс может значительно затянуться или быстро завершиться на условиях, очень невыгодных для нашей страны.

     Задачи России в ходе переговорного процесса должны быть четко отделены от долгосрочных задач по либерализации экономики и укреплению ее рыночного потенциала.


2.5.Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО


     Путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким процессом разработки условий участия России в мировой торговле.

     В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992г. N 328 “О развитии отношений между Российской Федерацией и ГАТТ”.

     В июне 1993г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А. Дуп- келю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

     Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

     В связи с образованием 1 января 1995г. ВТО, в декабре 1994г. бывший заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д.Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к ВТО. В апреле 1995г. в Государственной Думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа.

     В целях координации деятельности по присоединению в 1993г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997г. в комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства России А.А.Кудрин.

     В состав правительственной комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций РФ. Координирует деятельность комиссии Министерство экономического развития и торговли.

     В соответствии с установленной процедурой ВТО, первый, т.е. «информационный»,  этап процесса присоединения проходит в рамках Рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа была создана по России Советом представителей ГАТТ в июне 1993г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.

     Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве, в штаб-квартире организации (это общее правило) - Секретариате ВТО. В июле 1995г. состоялось первое заседание Рабочей группы. К данной сессии российская сторона передала в Секретариат ВТО ответы на 400 вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме, а также пакет законодательных актов. На этом заседании представители многих стран, включая крупнейшие торговые державы мира, выразили свою поддержку началу процесса присоединения России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение российского Меморандума о присоединении к ВТО.

     Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995г. Оно было посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по “традиционным” областям - торговле товарами, а также обсуждению представленных документов. К таким документам относятся - дополнения к Меморандуму по “новым” сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМС), а также ответы на  500 вопросов стран-членов ВТО.

     Более предметное обсуждение “новых” сфер было продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось 20-21 мая 1996г. Российская делегация предложила сменить приоритеты - перейти от «информационной» стадии к следующему этапу процесса присоединения - двусторонним консультациям с целью более предметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиями членства России в ВТО.

     На четвертом заседании круг проблем был сконцентрирован на политике России в области поддержки сельского хозяйства, мерах нетарифного регулирования и системах таможенной оценки товаров, а также вопросах эволюции российского внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем.

     На пятом заседании были рассмотрены вопросы деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора и ряд других вопросов.

     С июля 1997г. по май 2000г. прошли еще шесть заседаний, которые были посвящены техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам; доступу на рынок услуг, в том числе банковских; проблемам сельского хозяйства, субсидированию производства; развитию российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соот- ветствие с нормами и правилами ВТО, режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельскохозяйственную продукцию, обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров.

     На десятом заседании ключевым вопросом было представление российской стороной первоначальных предложений по доступу на национальный рынок услуг, включающего перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ. Таким образом, со стороны России был представлен недостающий документ для начала полномасштабных переговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условий присоединения России. Российская делегация изложила новые предложения в сфере сельского хозяйства, связанные с развитием российского законодательства и региональными промышленными субсидиями.

     Двенадцатое заседание Рабочей группы прошло в декабре 2000г. включавшее следующие вопросы: обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения, обзор состояния двусторонних переговоров. Таким образом, можно констатировать, что информационный этап присоединения в целом завершен, хотя он будет продолжаться в рамках Рабочей группы на многостороннем уровне до момента присоединения.

     Акцент в процессе присоединения перенесен на двухсторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки. В настоящее время переговорный процесс находится в активной фазе. Было подчеркнуто, что в качестве основы прошедшего в течение 2000г. этапа переговоров с членами ВТО об условиях доступа России на международный рынок товаров были приняты подготовленные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000г. и одобренные Комиссией Правительства Российской Федерации тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения России к ВТО ставкам ввозных таможенных пошлин. На основе этих тарифных предложений российская делегация провела 77 раундов двусторонних переговоров и консультаций с ЕС, США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Швейцарией, Норвегией, Венгрией, Республикой Корея, Бразилией и 32 другими ведущими членами ВТО - основными торговыми партнерами России.

     В настоящее время членами Рабочей группы по вступлению России в ВТО являются 57 стран, ее членов, 13 из которых пока еще не представили свои предложения по тарифам. Результаты прошедших переговоров показали пра- вильность подхода при формировании тарифных предложений. Этот подход позволил вовлечь в процесс содержательных двусторонних переговоров абсолютное большинство стран - членов Рабочей группы (43 страны из 57), на долю которых приходится свыше 93% торгового оборота России с государствами ВТО и вести переговоры по каждой товарной продукции на основе российских тарифных предложений, а не на базе предлагавшегося странами ВТО “обобщенного подхода”, состоявшегося в автоматическом снижении импортных пошлин на заданную величину от действующего в Российской Федерации тарифа. В ходе переговоров со странами ВТО удалось достичь согласования по 35% позициям товарной номенклатуры.

     За последние годы в переговорном процессе о вступлении России в ВТО стали принимать участие десятки министерств и ведомств, Госдума и др. В условиях повышенного внимания к этому событию все труднее осуществлялся процесс координации в рамках российской правительственной делегации, ведущей переговоры.

     В этих условиях в ноябре 2000г. была создана комиссия правительства Российской Федерации во главе с заместителем председателя правительства А.Л.Кудриным, на которую была возложена задача координации процесса вступления России в ВТО. В декабре 2000г. был утвержден обновленный состав комиссии правительства, в которую были включены представители всех ветвей государственной власти. В 2001г. проведено более десяти заседаний комиссии правительства Российской Федерации. Координация процесса присоединения осуществляется не только в рамках комиссии, но и через Рабочую группу путем принятия правительственных программ и законопроектов.

     Так 14 июля 2001г. состоялось совместное заседание комиссий правительства по вопросам ВТО и по защитным мерам в торговле и таможенно-тарифной политике, был одобрен план подготовки законопроектов и приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО.

     На заседании Рабочей группы достигнута договоренность о представлении       российской стороной в феврале 2001 г. новых редакций предложений по тарифам и услугам и подхода к переговорам по сельскому хозяйству, а также о представлении в Секретариат ВТО документа с изложением результатов          переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в установленные сроки. 1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-членов РГ с российской делегацией. На них состоялось представление переданных в феврале обновленных редакций российских предложений по тарифам и услугам.

     После проведения серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные неофициальные консультации в формате РГ. На специальной сессии по вопросам сельского хозяйства с участием 20 государств было начато углубленное изучение сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве.                        

     Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представила дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во время заседания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты