1. Защитные меры – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
2. Антидемпинговые пошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
3. Компенсационные пошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведение консультаций со страной-экспор- тером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в 1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг. проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том числе в США 85 раз.
· Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый ущерб. Одно из главных достижений Уругвайского раунда ГАТТ заключается в том, что удалось договориться об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 98% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные. Предсказуемость торговой политики также означает ее максимальную транспарентность и открытость, что означает прежде всего побуждение стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
· Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со своей стороны, также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики страны-члена. Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых сотрудниками секретариата с официальными лицами страны, публикуются и передаются на рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к сведению.
В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, про- водимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира.
Новым направлением деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
ВТО вторгается в сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной организации труда (МОТ) и др..
Сотрудничество ВТО с
Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и
развития (МБРР) основано на итоговых актах Бреттон-Вудской конференции
состоявшейся в 1944г., предусматривавших создание четырёх универсальных
организаций. ООН учреждалась для укрепления политической стабильности в мире, а
МВФ и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), должны были оказывать
финансовую поддержку мероприятиям Международной торговой организации (МТО).
Однако, в силу осложнения международной обстановки, смены внешнеполитического
курса США как ведущего участника мировой торговли, МТО не приступила к
осуществлению вменённых ей функций. В результате Гаванской кон- ференции
1947г., было создано Генеральное соглашение то торговле и тарифам (ГАТТ). При
разработке ГАТТ-1947г. его Договаривающиеся стороны, осознав тесную связь между
торговлей и валютно-финансовыми правоотношениями, внесли в текст
многостороннего соглашения положения о сотрудничестве с МВФ как со
специализированной структурой Объединённых Наций.
Включение большинства статей ГАТТ-1947г. под названием ГАТТ-1994г. в пакет
Марракешских соглашений об учреждении ВТО обуславливает научно-практический
интерес к закреплённым ими принципам взаимоотношений уни- версальной торговой
организации и международного финансового института. Ст. XIV ГАТТ-1947г.,
определявшая исключения из правила о недискриминации, требовала соблюдения
ст.ст. VIII и XIV Соглашения об учреждении МВФ во всех случаях применения
Договаривающимися сторонами количественных ограничений. Эффект от применения подобных
мер в отношении импортируемых товаров признавался аналогичным объявлению
девальвации национальной валюты.
Ст. XV подчёркивала стремление членов ГАТТ-1947г. к сотрудничеству с Фондом,
с тем, чтобы организации могли проводить согласованную политику в отношении
валютных вопросов в пределах их юрисдикции (национальных валютных резервов,
платёжных балансов и других). Так же устанавливалось, что Секретариат ГАТТ
обязан использовать данные статистического характера, предоставляемые МВФ, а
так же руководствоваться его определением относительно соответствия действий
участников ГАТТ Соглашению об учреждении МВФ. Кроме того, п. 6 ст. XV ГАТТ
обязывал Договаривающуюся строну, не входившее в Фонд, подписать с данной
организацией договор по валютным аспектам внешней торговли.
Однако, формальные отношения между ГАТТ и МВФ начались в 1948г., когда сложившееся состояние мирохозяйственных отношений заставило государства, вошедшие в многостороннюю торговую систему, активизировать сотрудничество с мировым финансовым центром. Правовому регулированию взаимодействия двух организаций, помимо названных положений ГАТТ-1947г., было посвящено специальное соглашение, разрешавшее Договаривающимся сторонам вводить импортные ограничения в связи с тяжёлым состоянием национальных платёжных балансов.
Ст. XXXVIII ГАТТ- 1947г. предусматривала обязанность исполнительных органов учреждения сотрудничать при анализе планов развития отдельных наи- менее развитых стран-участниц многосторонней торговой системы, а также при изучении взаимозависимости между торговлей и оказанием международной финансовой помощи. Цель разработки заключалась в принятии конкретных мер, содействующих развитию импортного потенциала и облегчения доступа на экспортные рынки товаров уже созданных отраслей. В данной связи необходимо стремиться к установлению сотрудничества с международными организациями, осуществляющими финансовую помощь для экономического развития, систематически изучать взаимосвязь торговли и помощи, анализировать экспортный потенциал.
В отличие от текста ГАТТ-1947г., Устав МВФ не обязывал исполнительные органы Фонда консультироваться с ГАТТ, так как он был принят до подписания ГАТТ-1947г. Вместо этого в ст. X Устава МВФ, озаглавленной «Отношения с другими международными организациями», констатируется, что «Фонд будет сотрудничать с любой универсальной международной организацией, наделённой специальной компетенцией в соответствующих областях».
В сложившемся аспекте ГАТТ и МВФ установили межинституциональные контакты. Существовавшие формы взаимодействия позволяли Секретариату ГАТТ на конфиденциальной основе получать информацию о текущем состоянии валютных резервов, а так же экспертные заключения об объёмах долговых обязательств стран-членов ГАТТ.
Регулировать многостороннюю торговлю в отрыве от финансовой сферы в кризисных ситуациях 90-х г.г. оказалось невозможно и учредители ВТО, признав опыт взаимоотношений с МВФ положительным, подтвердили условия взаимоотношений двух организаций. П. 5 ст. III Соглашения об учреждении ВТО предписывает исполнительным структурам организации взаимодействовать с МВФ, когда возникнет необходимость в «Декларации о вкладе ВТО в достижение большей согласованности при разработке глобальной экономической политики» министры стран-членов ВТО отметили позитивную роль МВФ в адаптации экономик своих государств к многосторонней торговой системе.
В ходе Марракешской конференции 1994г. министры государств-участниц ВТО поручили Генеральному Совету данной организации углубить сотрудничество с институтом, регулирующим международные валютные и расчётные правоотношения на основе уважения его полномочий, требований по конфиденциальности и автономии в принятии решений.
В ходе Марракешской конференции ВТО также признала право данных стран прибегать к ресурсам международных финансовых институтов в рамках уже существовавших кредитных программ, или проектов, которые будут учреждаться в рамках программ структурной перестройки с целью устранения воз- никающих затруднений. В этой связи министры стран-членов многосторонней торговой системы обязали Генерального директора и Секретариат ВТО выступать на каждой Конференции в рамках названной организации с докладами о консультациях, предпринятых за отчётный период с Директором-распорядите- лем МВФ и Президентом МБРР.
Министры
стран-членов многосторонней торговой системы рекомендовали руководителям двух
учреждений совместно с Президентом МБРР создать экспертную группу для изучения
влияния полномочий ВТО на сотрудничество с Бреттон-Вудскими институтами и
выработки форм осуществления взаимодействия обеспечивающих согласованную стратегию
глобальной экономической политики.
Результатом проводившейся в течение двух лет работы стал текст договорённости
между организациями. Директор-распорядитель МВФ и Генеральный секретарь ВТО в
декабре 1995г. подписали Соглашение о сотрудничестве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16