Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     Преамбула названного акта признает усиливающиеся связи по различным аспектам разработки глобальной экономической политики, находящимся под юрисдикцией ВТО и МВФ, и призывает к большей согласованности действий, предпринимаемых обеими организациями.

     В текстуальном плане соглашение составляют: Декларация о согласованности, 17 параграфов, детализирующих ст.ст. XV1, XV2, XV3, XII и XXVIII ГАТТ-1994г., а также ст.ст. XI, XII и XXVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

     Наблюдаются отличия между Соглашением между ВТО и МВФ от 1995г. и Договорённостью, действовавшей во времена функционирования ГАТТ-1947г., пересмотревшие принципы взаимоотношений двух учреждений.

     Во-первых, оно расширяет мандат Генерального Совета и Секретариата ВТО в деле достижения большей координации в предпринимаемых двумя организациями мероприятиях. При этом необходимо отметить, что названным структурам ВТО  разрешено действовать без санкции Конференции министров стран-участниц многосторонней торговой системы.

     Во-вторых,  в работе МВФ и ВТО, названное соглашение предусматривает создание постоянно действующих межинституциональных коммуникационных каналов, обеспечивающих идентичное толкование прав и обязанностей государств-членов обеих организаций.

     В-третьих, в целях сохранения расширенного сотрудничества ВТО и МВФ достигли согласия по предоставлению МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях высших исполнительных органов ВТО, включая Генеральный Совет.

     Развивая межинституциональные связи, учредители ВТО привлекли на постоянной основе экспертов Фонда к работе большинства своих структурных подразделений, несмотря на специальную международно-правовую компетенцию данной организации. Согласно подписанному соглашению МВФ присвоен статус наблюдателя в Советах по торговым аспектам интеллектуальной собственности, по торговле услугами, а так же в Комитете по торговле в сфере финансовых услуг.

     Необходимо отметить, что статус наблюдателя в ВТО регламентируется пра- вилами Процедуры для сессий Конференции министров и Совещаний Генерального Совета данной организации, принятых 25 июля 1996г. означает возможность следить за дискуссиями по вопросам, представляющим для них прямой интерес. Представители МВФ получили право выступать с речью на заседании органов, в которых Фонд является наблюдателем, распространять документы от его имени и делать официальные предложения, а. так же участвовать в принятии решения. В соответствии с предоставленным статусом, МВФ в упрощённом порядке получает официальные документы ВТО и акты, относящиеся к работе вспомогательных органов, на которые они приглашены в качестве наблюдателей.
     Присутствие представителей от МВФ на заседаниях Комитетов ВТО ко сельскому хозяйству, по доступу на рынки, по субсидиям и компенсационным ме- рам, по торговле гражданской авиатехникой, а также по торговле и окружаю- щей среде существенно повышает регулятивный статус Фонда. Фонд также вы- ражает заинтересованность в участии в консультациях в Комитете по ограниче- ниям баланса платежей (ОБП), и что существующие процедуры по участию Фонда будут продолжены и по необходимости упрощены.

     Однако участие экспертов Фонда в работе Комитета ВТО по бюджету и финансам, Жюри по рассмотрению споров и Органа по разрешению споров исключается.
     Официальные делегации МВФ участвовали во всех Конференциях министров стран-членов ВТО, высказывая позицию Фонда по вопросам многосторонней торговой системы, затрагивающим его компетенцию. Директор-распоряди- тель МВФ в ходе данных Конференций зачитывает доклады о состоянии платёжных балансов беднейших государств-членов ВТО, рекомендуя министрам конкретные практические меры в отношении стран, экономика которых переживает спад.

     Так, в ходе Женевской конференции в рамках ВТО проходившей в 1998г., выслушав экспертов со стороны МВФ о кризисной ситуации в Латинской Аме- рике и Юго-Восточной Азии, члены ВТО предоставили правительствам ряда стран право ограничить доступ на национальные рынки иностранных импортёров (например, Бразилия, воспользовавшись рекомендацией Фонда, с начала 1999г. существенно сократила квоты на ввоз продовольственных товаров).
     ВТО приобрела статус наблюдателя на регулярных совещаниях высшего органа Фонда — Совета управляющих, а также на соответствующих заседаниях Исполнительного совета и Временного комитета МВФ, при рассмотрении ими проблем, смежных с многосторонней и региональной торговлей. ВТО, доводя через уполномоченного представителя официальную позицию своих членов по ключевым проблемам глобальной финансовой политики, повышает эффективность реализации собственных функций. Служащие Секретариата ВТО также приглашаются в качестве наблюдателя на заседания высших исполнительных органов МВФ, когда консультации между двумя организациями касаются вопросов взаимного интереса. В марте 1997г. Секретариат ВТО впервые посетил заседание Исполнительного Совета МВФ в качестве наблюдателя. В июле того же года функционер Секретариата ВТО участвовал в дискуссиях Исполнительного Совета по теме: «Глобальные экономические перспективы и развивающиеся страны».

     На сегодняшний день ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и результатов работ.

     В соглашении предусмотрена возможность сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к сфере функционирования ВТО».

     С Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004г. насчитывается порядка 100 объеди- нений, включающих все государства-члены ВТО.

     От эффективности взаимодействия ВТО с международными межправительственными и неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы регулирования многосторонней торговли.

     Взаимодействие ВТО с международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей, посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на внутренние рынки.
     Взаимодействие ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее развитыми странами.

     Взаимодействие ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО, необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН.

     В международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций, являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение.

     Современные международно-правовые формы участия международных неправительственных организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с 1996г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера.

     Всемирная торговая организация предоставляет своим членам доступ к многочисленным договоренностям, дает право пользоваться многими преимуществами в торговых отношениях между странами, определяет статус государства, повышает его престиж.

     Перед каждым государством стоит ряд проблем, связанных с вступлением в организацию. Эти требования применимы  к России. Поскольку начиная с октября 2003 г. в России актуально стоит вопрос о перспективах вступлении ее в ВТО.

    


2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

2.1 Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО

     Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможен­ный кодекс РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и приме­нения российского таможенного тарифа.

     Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международ­ным организациям; улучшение структуры платежного баланса.

     Реализации указан­ных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура тамо­женного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.

     Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, при­меняемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный та­риф -  установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максималь­ные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.

     Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономи­ки: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его произ­водственная и социальная значимость; возможность внутреннего произ- водства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечест- венной продук­ции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения ино­странных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутрен­него рынка.

     Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная ком­би- нация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.

     Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения те­кущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью струк­туры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по коррек­тировке ставок таможенных пошлин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты