Преамбула названного акта признает усиливающиеся связи по различным аспектам разработки глобальной экономической политики, находящимся под юрисдикцией ВТО и МВФ, и призывает к большей согласованности действий, предпринимаемых обеими организациями.
В текстуальном плане соглашение составляют: Декларация о согласованности, 17 параграфов, детализирующих ст.ст. XV1, XV2, XV3, XII и XXVIII ГАТТ-1994г., а также ст.ст. XI, XII и XXVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Наблюдаются отличия между Соглашением между ВТО и МВФ от 1995г. и Договорённостью, действовавшей во времена функционирования ГАТТ-1947г., пересмотревшие принципы взаимоотношений двух учреждений.
Во-первых, оно расширяет мандат Генерального Совета и Секретариата ВТО в деле достижения большей координации в предпринимаемых двумя организациями мероприятиях. При этом необходимо отметить, что названным структурам ВТО разрешено действовать без санкции Конференции министров стран-участниц многосторонней торговой системы.
Во-вторых, в работе МВФ и ВТО, названное соглашение предусматривает создание постоянно действующих межинституциональных коммуникационных каналов, обеспечивающих идентичное толкование прав и обязанностей государств-членов обеих организаций.
В-третьих, в целях сохранения расширенного сотрудничества ВТО и МВФ достигли согласия по предоставлению МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях высших исполнительных органов ВТО, включая Генеральный Совет.
Развивая межинституциональные связи, учредители ВТО привлекли на постоянной основе экспертов Фонда к работе большинства своих структурных подразделений, несмотря на специальную международно-правовую компетенцию данной организации. Согласно подписанному соглашению МВФ присвоен статус наблюдателя в Советах по торговым аспектам интеллектуальной собственности, по торговле услугами, а так же в Комитете по торговле в сфере финансовых услуг.
Необходимо отметить,
что статус наблюдателя в ВТО регламентируется пра- вилами Процедуры для сессий
Конференции министров и Совещаний Генерального Совета данной организации,
принятых 25 июля 1996г. означает возможность следить за дискуссиями по
вопросам, представляющим для них прямой интерес. Представители МВФ получили
право выступать с речью на заседании органов, в которых Фонд является
наблюдателем, распространять документы от его имени и делать официальные
предложения, а. так же участвовать в принятии решения. В соответствии с
предоставленным статусом, МВФ в упрощённом порядке получает официальные
документы ВТО и акты, относящиеся к работе вспомогательных органов, на которые
они приглашены в качестве наблюдателей.
Присутствие представителей от МВФ на заседаниях Комитетов ВТО ко сельскому
хозяйству, по доступу на рынки, по субсидиям и компенсационным ме- рам, по
торговле гражданской авиатехникой, а также по торговле и окружаю- щей среде
существенно повышает регулятивный статус Фонда. Фонд также вы- ражает
заинтересованность в участии в консультациях в Комитете по ограниче- ниям
баланса платежей (ОБП), и что существующие процедуры по участию Фонда будут
продолжены и по необходимости упрощены.
Однако участие
экспертов Фонда в работе Комитета ВТО по бюджету и финансам, Жюри по
рассмотрению споров и Органа по разрешению споров исключается.
Официальные делегации МВФ участвовали во всех Конференциях министров
стран-членов ВТО, высказывая позицию Фонда по вопросам многосторонней торговой
системы, затрагивающим его компетенцию. Директор-распоряди- тель МВФ в ходе
данных Конференций зачитывает доклады о состоянии платёжных балансов беднейших
государств-членов ВТО, рекомендуя министрам конкретные практические меры в
отношении стран, экономика которых переживает спад.
Так, в ходе
Женевской конференции в рамках ВТО проходившей в 1998г., выслушав экспертов со
стороны МВФ о кризисной ситуации в Латинской Аме- рике и Юго-Восточной Азии,
члены ВТО предоставили правительствам ряда стран право ограничить доступ на
национальные рынки иностранных импортёров (например, Бразилия, воспользовавшись
рекомендацией Фонда, с начала 1999г. существенно сократила квоты на ввоз продовольственных
товаров).
ВТО приобрела статус наблюдателя на регулярных совещаниях высшего органа
Фонда — Совета управляющих, а также на соответствующих заседаниях Исполнительного
совета и Временного комитета МВФ, при рассмотрении ими проблем, смежных с
многосторонней и региональной торговлей. ВТО, доводя через уполномоченного
представителя официальную позицию своих членов по ключевым проблемам глобальной
финансовой политики, повышает эффективность реализации собственных функций.
Служащие Секретариата ВТО также приглашаются в качестве наблюдателя на
заседания высших исполнительных органов МВФ, когда консультации между двумя
организациями касаются вопросов взаимного интереса. В марте 1997г. Секретариат
ВТО впервые посетил заседание Исполнительного Совета МВФ в качестве
наблюдателя. В июле того же года функционер Секретариата ВТО участвовал в
дискуссиях Исполнительного Совета по теме: «Глобальные экономические
перспективы и развивающиеся страны».
На сегодняшний день ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и результатов работ.
В соглашении предусмотрена возможность сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к сфере функционирования ВТО».
С Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004г. насчитывается порядка 100 объеди- нений, включающих все государства-члены ВТО.
От эффективности взаимодействия ВТО с международными межправительственными и неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы регулирования многосторонней торговли.
Взаимодействие ВТО с
международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия
ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового
регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей,
посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх
организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на
внутренние рынки.
Взаимодействие ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным
торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего
совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной
имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее
развитыми странами.
Взаимодействие ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО, необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН.
В международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций, являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение.
Современные международно-правовые формы участия международных неправительственных организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с 1996г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера.
Всемирная торговая организация предоставляет своим членам доступ к многочисленным договоренностям, дает право пользоваться многими преимуществами в торговых отношениях между странами, определяет статус государства, повышает его престиж.
Перед каждым государством стоит ряд проблем, связанных с вступлением в организацию. Эти требования применимы к России. Поскольку начиная с октября 2003 г. в России актуально стоит вопрос о перспективах вступлении ее в ВТО.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
2.1 Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО
Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможенный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и применения российского таможенного тарифа.
Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям; улучшение структуры платежного баланса.
Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.
Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максимальные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.
Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономики: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его производственная и социальная значимость; возможность внутреннего произ- водства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечест- венной продукции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения иностранных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутреннего рынка.
Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная комби- нация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.
Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения текущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью структуры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по корректировке ставок таможенных пошлин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16