Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было принято решение  начать  переговоры  по ряду направлений, касающихся "встроенной  повестки",  промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках

соответствующих комитетов велась работа по переговорам в других областях

(торговля и экология и т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам, включающий ряд специализированных органов, который

является координатором переговорного процесса нового раунда МТП. 

     Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003г. в  г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего  по проблемам сельского хозяйства и “сингапурским вопросам” консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд завершился к началу 2005 г.

     ВТО постоянно эволюционирует и в  ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

     Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:

·        экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.;

·        хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.;

·        к 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран;

     С рядом стран были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров.



1.3. Регулирование международной торговли ГАТТ/ВТО: торговля

товарами, сотрудничество с международными организациями

     Мировая торговля товарами была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО) задумывалась как третья , наряду с МВФ и Мировым банком, организация, которая приняла бы на себя функции регулирования международного экономического сотрудничества. Устав торговой организации еще разрабатывался, а около 23 стран уже согласовали и подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая, что за этим последует создание МТО.  

     Несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и прежде всего США, отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.

        ВТО была образована в 1995 году на основании Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 года в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994», входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе принципа «одна стран – один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом.

     Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на интеллектуальную собственность.

     Система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятие решений. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

     Если страны вступают в ВТО и подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их разрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров – процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членом ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле.  

     Рассмотрением споров занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит из консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6 месяцев  подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, который основывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точку зрения экспертов. Доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, мо- жет апеллировать решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение снова выносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которого считается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна, которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не принимает действий по исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с правилами ВТО.

        Несмотря на то, что процедура урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесс переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину 1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть из которых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который подвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и анализу, что затрудняет экспорт.

     На основе совокупности соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:

·        Торговля без дискриминации – страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ, закрепленное в ст.1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью, правило, означающее обязательство распространить на третьи страны льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. Это фундаментальное для многосторонней торговой системы требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны, если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящие ущерб национальным производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим, означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим должен применяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому изменение таможенной ставки не является нарушением национального режима.

·        Либерализация международной торговли – проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. Последний раунд таких переговоров – Уругвайский – привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будет осуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%, что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяется режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.

·        Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты