Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-участ- ниц ГАТТ имеют положения Статьи XXI. Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:

·        как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую инфор-

     мацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее ин 

     тересам ее безопасности, или как требование к какой-либо стране-участнице,  

     препятствующее предпринимать такие действия, которые она считает необ

     ходимыми для охраны существенных интересов своей безопасности в отно- 

     шении расщепляемых материалов или материалов, из которых они получа

     ются; в отношении торговли оружием, боеприпасами и военной техникой;  

     если эти действия предпринимаются в военное время или других чрезвычай- 

     ных обстоятельствах.

·        как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.

     Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и ряда других зон свободной торговли.

     В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таб. 1.1.).

Таблица 1.1.

Переговорные конференции в рамках ГАТТ

       

Название раунда переговоров

Место открытия и проведения

Число участвующих стран

Главные направления

1

2

3

4

Женевская конференция 1947 г.

Женева (Швейцария)

23

Снижение тарифов

Конференция в Анесси 1949 г.

Аннеси (Франция)

13

--- “ ---

Конференция в Торки 1951

Торки (Англия)

38

--- “ ---

Женевская конференция 1956 г.

Женева (Швейцария)

26

--- “ ---

Диллон-раунд

1960-1961 гг.

Женева (Швейцария)

26

--- “ ---



Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

Кеннеди-раунд

1964-1967 гг.

Женева (Швейцария)

62

Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса

Токио-раунд

1973-1979 гг.

Токио, работа проходила в Женеве (Швейцария)

102

Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов

Уругвайский раунд

1986 г.

Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии

125

Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО


источник: Сазерленд П. Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь. - М.: ТК Велби, - 1995. № 9. – С. 124.



     Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эги- дой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «то- кийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. Многосторонние торговые переговоры, заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли.

     Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг.) было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой, своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был создан Подготовительный комитет. А сами переговоры были открыты для всех стран.

     В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток), что привело к уси- лению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994 гг., оказался последним и самым продолжительным. В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.

     В переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.

      На  Уругвайском  раунде  приняли Марракешскую декларацию  многосторонних  торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15  апреля 1994  г.  В  переговорах  принимали  участие  Министры,  Представляющие  124 правительства.

      Декларация должна была закрепить успех Уругвайского  раунда.  Документ

декларировал участие национальных экономик в  мировой  системе  торговли  на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.

      Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации

(ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли  в  интересах  благосостояния  всех

народов.  

    Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговорах, и в частности, что разви- вающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированому партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась  экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, нап- равленные на проведение экономической реформы  и  автономную либерализацию торговли.

      Результаты переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций. 

      Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный

Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров,  по- ложили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подгото- вительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.

     Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс:

·        удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%;

·        произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли; резко выросло число стран, участвующих в этом процессе.

     Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.

     Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты