Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-участ- ниц ГАТТ имеют положения Статьи XXI. Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:
· как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую инфор-
мацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее ин
тересам ее безопасности, или как требование к какой-либо стране-участнице,
препятствующее предпринимать такие действия, которые она считает необ
ходимыми для охраны существенных интересов своей безопасности в отно-
шении расщепляемых материалов или материалов, из которых они получа
ются; в отношении торговли оружием, боеприпасами и военной техникой;
если эти действия предпринимаются в военное время или других чрезвычай-
ных обстоятельствах.
· как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и ряда других зон свободной торговли.
В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таб. 1.1.).
Таблица 1.1.
Переговорные конференции в рамках ГАТТ
Название раунда переговоров
Место открытия и проведения
Число участвующих стран
Главные направления
1
2
3
4
Женевская конференция 1947 г.
Женева (Швейцария)
23
Снижение тарифов
Конференция в Анесси 1949 г.
Аннеси (Франция)
13
--- “ ---
Конференция в Торки 1951
Торки (Англия)
38
--- “ ---
Женевская конференция 1956 г.
Женева (Швейцария)
26
--- “ ---
Диллон-раунд
1960-1961 гг.
Женева (Швейцария)
26
--- “ ---
Продолжение таблицы 1.1
1
2
3
4
Кеннеди-раунд
1964-1967 гг.
Женева (Швейцария)
62
Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса
Токио-раунд
1973-1979 гг.
Токио, работа проходила в Женеве (Швейцария)
102
Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов
Уругвайский раунд
1986 г.
Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии
125
Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО
источник: Сазерленд П. Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь. - М.: ТК Велби, - 1995. № 9. – С. 124.
Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эги- дой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «то- кийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. Многосторонние торговые переговоры, заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли.
Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг.) было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой, своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был создан Подготовительный комитет. А сами переговоры были открыты для всех стран.
В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток), что привело к уси- лению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994 гг., оказался последним и самым продолжительным. В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.
В переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.
На Уругвайском раунде приняли Марракешскую декларацию многосторонних торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 г. В переговорах принимали участие Министры, Представляющие 124 правительства.
Декларация должна была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ
декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.
Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации
(ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех
народов.
Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговорах, и в частности, что разви- вающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированому партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, нап- равленные на проведение экономической реформы и автономную либерализацию торговли.
Результаты переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций.
Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный
Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров, по- ложили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подгото- вительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.
Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс:
· удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%;
· произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли; резко выросло число стран, участвующих в этом процессе.
Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.
Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16