Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     Наиболее проблемной сферой законотворчества, связанного с присоединением России ВТО, является региональное законодательство. Так как зачастую законы, принимаемые в регионах, противоречат не только международным правилам, но и Российской Конституции. При этом, во избежание неясностей и произвольного толкования законов, принятых в соответствии с требованиями ВТО, необходимо в максимальной степени закрепить эти требования к внешнеэкономическому регулированию в законах прямого действия. Но в то же время, эти нормы должны обеспечивать эффективную защиту национальных интересов России. Необходимо все нормативные и законодательные акты, принимаемые Президентом, Правительством, Думой и различными ведомствами, касающиеся рыночного регулирования и влияющие на торговлю товарами и услугами, должны публиковаться таким образом, чтобы любые хозяйствующие субъекты могли заблаговременно узнать о любых изменениях в системе регулирования.

     Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

     Следует отметить, что российский экспорт, прежде всего готовых, несырьевых товаров, сталкивается с весьма значительным сопротивлением со стороны наших партнеров. По различным оценкам, ущерб для российского экспорта от применения необоснованных и дискриминационных мер ежегодно составляет порядка 1,5-2 млрд. долл.

     По количеству ограничений экспорта наша страна сегодня может считаться одним из самых дискриминируемых государств мира. Отчасти это объясняется тем, что Российская Федерация пока еще не является полноправным членом ВТО. Это также объясняется и тем фактом, что либерализация внешнеторгового режима России и открытие внутреннего рынка не получили адекватного ответа со стороны наших партнеров.

     Присоединение России к ВТО может существенно изменить ситуацию и изменить в более благоприятную сторону торгово-политический климат для доступа отечественных товаров на зарубежный рынок

     С точки зрения обеспечения национальных интересов России характерной особенностью внешнеторговой либерализации в переходный период является то, что основные выгоды от нее приходят в более отдаленной перспективе по сравнению с социально-экономическими издержками, которые наступают значительно быстрее. В макроэкономической сфере снижение импортных пошлин увеличит проникновение зарубежной продукции на отечественный рынок, что неизбежно повлечет за собой рост безработицы в неконкурентоспособных секторах экономики. Кроме того, снижение пошлин может также болезненно сказаться на бюджетных доходах.

     Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на российском внутреннем рынке, приведет к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства и даже закрытию неконкурентоспособных предприятий, прежде всего обрабатывающей промышленности. Закрытие предприятий, особенно градообразующих, вызовет рост безработицы и резкое обострение социальных проблем, еще больше усилится сырьевая специализация отечественной промышленности. В середине 80-х гг. у России было порядка 200 конкурентоспособных товарных наименований, многие из которых относились к военной сфере ( ядерные технологии и др.). К сожалению, за прошедшие годы количество наименований конкурентоспособных продуктов не увеличилось. И стремительное вступление в ВТО может привести к тому, что некоторые отрасли не только перестанут быть конкурентоспособными, но и вообще перестанут существовать.

     Еще одна отрасль, на которой вступление в ВТО отразится отрицательным образом, - автомобилестроение. Фактически единственным предприятием в этой отрасли, работающим на полную мощность, является ВАЗ. Единственное, что может исправить ситуацию, огромные инвестиции, но пока это маловероятно. В настоящее время российская автомобильная промышленность находится под защитой именно таможенных пошлин. Очевидно, что после их существенного снижения - таковы принципы ВТО - ни одна российская автомобильная марка не выдержит конкуренции с потоком качественных иномарок, который хлынет на российские рынки.

     Усилится разрыв между внешним и внутренним секторами экономики. Серьезные проблемы могут возникнуть в области интеграционных процессов стран-членов СНГ. Положения многих подписанных Россией многосторонних согла- шений придется изменять, что поставит под вопрос всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференции в области торговли и оказания услуг.

     По оценкам специалистов, вступление в ВТО особенно негативно скажется на страховом и банковском секторах. Огромная проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Патентная служба находится в катастрофическом состоянии. Такие сферы, как различные информационные услуги, Интернет не урегулированы.

     В связи с присоединением к ВТО России неизбежно придется пойти на снижение ставок таможенного тарифа и тем самым на дальнейшее открытие внутреннего товарного рынка. В этой ситуации акценты в защите отечественных производителей придется смещать на использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономических связей, принятых в мировой практике, в том числе так называемых технических барьеров и различных видов пошлин. В нынешних условиях открытие российского рынка может нанести значительный ущерб нашей экономике. Западные компании постараются укрепить свои позиции на рынке России в ущерб российским производителям товаров.

     Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики России потребуется время.

     В перспективе выгоды начнут преобладать над потерями:

1. Присоединение России к ВТО позволит перевести торгово-экономические отношения на современную, равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу, устранить остающиеся дискриминационные подходы в отношении российского экспорта и через это улучшить доступ конкурентоспособных российских экспортных товаров и услуг, создать более благоприятные, недискриминационные, стабильные и предсказуемые условия для развития торговли.

     Став членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, Россия получит возможность не только участвовать в новых формах мировых внешнеторговых связей, но и одновременно оказывать влияние на их формирование с учетом своих национальных интересов, возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться также на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

     В частности, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам. В случае вступления России в ВТО ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены и отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений.

     Помимо этого, ряд запретов и ограничений технического характера, применяемых в настоящее время в отношении российского экспорта, несовместимы с правилами ВТО.

2. Присоединившись к ВТО, Россия получит доступ к механизму урегулирования торговых споров как весьма эффективному инструменту защиты торговых интересов страны-участницы от их несправедливого ущемления.

     В настоящее время Россия, не являясь членом ВТО, не имеет доступа к данному механизму. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая страны-члены от произвольных односторонних действий, с чем Россия сталкивается все чаще.

     Тем самым Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход в унифицированное правовое пространство, базирующееся на более чем 50 Соглашениях и других документах ВТО, содержащих основополагающие принципы торговли, направленные на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности.

     Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, таможенных платежей, свободу транзита для своих товаров; определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных преимуществ, которые будут содействовать развитию российской внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

      Присоединившись к ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего рынка, начиная с 1992 г., Россия не увидела адекватных ответных шагов своих торговых партнеров, а напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом, как раз по тем товарам, по которым она обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией некоторых зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

3. Присоединение России к ВТО позволит создать через внедрение норм и правил ВТО в российскую законодательную практику стабильной и предсказуемой среды для инвестиционных решений, включая привычные правила игры для иностранных компаний, работающих на российском рынке, а также внедрить в российскую экономическую действительность опыта регулирования рыночной экономики, апробированного на практике международным сообществом за последние десятилетия.

      Предусматриваемая Соглашениями ВТО отмена некоторых ограничений на иностранные инвестиции будет, с одной стороны, содействовать расширению международной производственной кооперации и других форм делового взаимодействия на мировом рынке, а, с другой, - способствовать облегчению доступа российских участников внешнеэкономических связей на международные рынки капитала. В перспективе последнее будет благоприятствовать развитию внешней торговли, особенно с развивающимися странами, учитывая, что многие из них осуществляют политику индустриализации.

4. России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с мировой торговой практикой и нормами ВТО. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства.

     Вступление в ВТО также позволит России непосредственно участвовать в принятии основных решений по поводу дальнейшей либерализации мировой торговли с учетом национальных интересов. Как уже говорилось, на страны-члены ВТО распространяется важнейший принцип международной торговли - режим наибольшего благоприятствования. На российскую Федерацию будут автоматически распространяться снижающиеся тарифы зарубежных стран, ослабнут дискриминационные меры, которые в настоящее время применяются рядом стран против российской продукции. Россия сможет выйти на новые рынки с готовой продукцией. Как член ВТО Россия сможет беспрепятственно реализовать на мировых товарных рынках продукцию обрабатывающей промышленности, включая наукоемкую и высоких пределов, с одной стороны, а с другой - для России откроется доступ к передовым зарубежным технологиям, научно-техническим достижениям, который в настоящее время практически закрыт. Также получить возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты