Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название “ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 - это разные в правовом плане документы.
Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная особенность - консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.
Соглашения 1979 года входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей.
Всемирная торговая организация (ВТО) - начала свою деятельность в 1995 году. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли. В своей деятельности ВТО исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (см. Рис. 1.1.).
Министерская конференция
Генеральный совет
Совет по торговле товарами
Совет по торговле услугами
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
секретариат
секретариат
секретариат
Рис 1.1. Организационная структура ВТО
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением прин- ципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; с 1999г. возглавлял Майк Мур, экс-премьер-министр Новой Зеландии с 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция воз- лагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспе- чивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Более 25 стран ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с
международными специализированными организациями.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных
соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС).
Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов (см. приложение 2)
1. Соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
2. Многосторонние соглашения, подробно регулирующие отдельные, более частные вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС. Например, Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Соглашение о таможенной стоимости), Соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашение по защитным мерам (ст. XIX ГАТТ) и др.
3. Соглашения регулируют те вопросы, которые первоначально не входили ни в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ни в Генеральное соглашение по торговле услугами или входили в виде отдельных вопросов. Соглашения, которые вводят в сферу действия ВТО новые области. Некоторые из них появились давно, еще в 70-е годы XX в., но прошли известный путь в ВТО в сторону своего развития и совершенствования. Это два соглашения, регулирующие сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы, это соглашение по сельскому хозяйству, соглашение по текстилю и одежде. Соглашения, которые развертывают ряд положений Генерального соглашения по торговле услугами: это недавно принятые соглашения по телекоммуникациям, по финансовым услугам и ряд других.
4. Соглашения состоящие из решений самих органов ВТО или решений, возникших на основе разборов спорных и конфликтных ситуаций, которые интерпретируют те или иные положения документов ВТО.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области
информационных технологий.
Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).
Третья Министерская конференция состоялась 30.11.1999 г.-03.12.1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-чле- нами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности, между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имелись значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – группы “квадро” (ЕС, США, Япония, Канада), включая несовпадение их стратегических интересов по проведению нового раунда.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение проблематики “вст- роенной повестки”. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции этих Соглашений и других сфер деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельных стран-членов ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16