Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

     До недавнего времени, как известно, ставки пошлин могли меняться в любой момент по решению Правительства России. В октябре 1997 г. вышло постановление Правительства РФ №1347, установившее более строгую дисциплину в этих вопросах для создания большей стабильности в тарифной системе (суть - решения об изменении ставок могут приниматься не чаще. чем раз в полгода, с введением их в силу еще через 180 дней, при этом единовремен­ное повышение ставок не может быть больше 10% по каждой тарифной позиции).

     Ставки пошлин следует изменять в увязке с повышением конкурентоспособности отечественных производителей. Общепризнанным показателем конкурентоспособности товара является экспорт товара или возможность его экс­порта. При этом возможны следующие количественно определяемые взаимосвязи. Если экспорт товара увеличивается, то снижаются ставки импортных пошлин на сы­рье и комплектующие, используемые для его производства. Снижение ставок ввоз­ных таможенных пошлин на готовую продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.

     Таможенный тариф, помимо равновесного регулирования внешнеторгового обо­рота, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропро­изводителей. Однако, создание чрезмерно льготных условий для отдельных от­раслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспо­собности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.

     Снижение в средне- или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной систе­мой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.

     Формирование таможенного тарифа, возможно на основе развитой нетоварной структуры. В качестве основы тарифа в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового года ТН ВЭД) и Комбинированной номенкла­туры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД).

     С первого января 1997 г. Россия присоединилась к Международной Конвенции «О Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров» от 14 июня 1983 г.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе Товарная номенклатура ВЭД в рамках СНГ.

     В рамках ГАТТ/ВТО значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус связанных позиций. Для тарифной защиты пред­ла -

гается все товарные позиции разделить на три группы.

     К первой группе можно от­нести товары, производство которых требует действенной поддержки со стороны государства в долгосрочной перспективе, а также товары, обеспечивающие нацио­нальную безопасность на должном уровне. Для этих товаров (13-15% от общего числа) связывание тарифов исключено.    

     Ко второй группе можно отнести чувстви­тельные к импорту товары, производство которых требует поддержки государства. Для этой группы товаров (порядка 35%) связывание тарифов необходимо осущест­влять на более высоком, нежели текущие ставки, уровне.

     К третьей группе (около 50%) можно отнести малочувствительные по отношению к импорту товары, произ­водство которых, тем не менее, нуждается в поддержке со стороны государства. Для этой группы связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок та­моженного тарифа. Обоснованность связывания позиций в значительной мере определит выгоды и потери от присоединения страны к ВТО.

     Сам по себе факт “связывания” тарифов создаст качественно новую ситуацию в российской тарифной системе, сделав ее стабильной и предсказуемой в средне­срочной перспективе, как для иностранных поставщиков, так соответственно и для российских импортеров. Это важный фактор стимулирования торговли. Российский таможенный тариф является главным инструментом регули­рования торговли, как того и требуют правила ВТО.

     Общая задача в таможенно-тарифной проблематике состоит в необходимости дополнительного тщательного анализа действующего федерального законодатель­ства на предмет соответствия ему механизмов реализации и правоприменения, а также интерпретирующих подзаконных актов.


2.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО

     В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени той территории на условиях, которые будут согласованы между таким правительством и Договаривающимися Сторонами”. Причем решение о вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц Соглашения.

     Сама процедура вступления в ГАТТ/ВТО состоит из нескольких общих моментов:

     После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ/ВТО Совет представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе основных документов, представленных правительством страны-заявительницы, включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

     Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ/ВТО, отвечает на полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни - макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма налогообложения.

     Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-заяви- тельницы.

     Страны-члены ГАТТ/ВТО обсуждают доклад или проект протокола, на основании которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное соглашение между вступающей страной и государствами-участниками Соглашения.

     По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ.

     В 1990 году СССР получает в ГАТТ статус наблюдателя. Практика установила, что страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюда-

тели, и они не несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

     Советский Союз получил статус наблюдателя для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница СССР, наряду с 16 государствами не членами ГАТТ и 28 международными организациями обладает статусом наблюдателя. Статус дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.

     В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а так- же вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых пе- реговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и пре- доставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении тор- говых аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других “новых сфер”.

     В соответствии с установившейся практикой в ответ на этот меморандум члены ВТО передали вопросы правительству Российской Федерации. Всего их насчитывается около четырехсот. Ожидается, что в ближайшее время Россия полностью ответит на все вопросы и переговоры по присоединению к ВТО смо- гут подвигаться дальше.

     Что более важно, вопросы касаются намерений правительства Российской Федерации в области экономической реформы, включая ситуацию с балансом платежей и структуру внешнего долга. Отдельные вопросы относятся к демонополизации экономики, ограничениям на внешнеторговые операции, приватизации государственных предприятий и многому другому.

     Вопросы о системе валютно-финансовых отношений, мерах по достижению конвертируемости рубля и о бюджетных выкладках дают четкий сигнал о том, что члены ВТО хотели бы, чтобы процессы экономической трансформации и реформы были доведены до конца.

     Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и экспорту товаров.

     Другие вопросы касаются отношений Российской Федерации с другими странами СНГ, выполнения Россией положений Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

     Важно подчеркнуть, что “ВТО и ее члены готовы помочь странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет приоритетное значение.”[11] Это могут быть курсы обучения или семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали участие в подобных курсах, последние из которых оплачивались Соединенными Штатами.

     На фоне вышеизложенного можно выделить основное, чем для России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно она не сможет пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться полноправным членом системы. Но даже на начальной стадии положительный эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки, так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате “уругвайского” раунда”.[12] Улучшение атмосферы мировой торговли должно стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения наибольшей пользы из конкуренции.

     Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ, начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от субсидирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты