Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА


ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра социальной педагогики



Максимова Алена Владимировна


Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей


Дипломная работа









«Допущена к защите»

Заведующий кафедрой, к.п.н.,

профессор

_____________Монастырский В.А.

Студентка 5 курса (51 группы)

заочного отделения

Научный руководитель:

Макарова Л.Н., д.п.н., профессор














Тамбов - 2006

ПЛАН



Введение  ……………………………………………………………………...

3



I. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……...

9

         §1 Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на          формирование личности ребенка ……………………………………..


9

         §2 Особенности характера детей из неполных семей ………………

21

         §3 Условия совершенствования процесса  воспитания в неполных          семьях …………………………………………………………………...


33



II. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей ……………………………………………………………..


41

         §1 Анализ существующей социально-педагогической помощи не         полным семьям …………………………………………………………


41

         §2 Программа  по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным  семьям  "Семейное счастье" ……………………………………………..


47

§3 Обработка и анализ результатов опытной работы …………………………………………………………………..


57



Заключение ……………………………………………………………………

67



Список литературы …………………………………………………………...

73



Приложения …………………………………………………………………...

76






Введение

Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.

К.Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Само воспитание, учит он, должно  приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни.

По мнению Н.И. Пирогова, самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность ребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее неискренность.

Большое значение имеют работы П.Ф. Лесгафта в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде "Семейное воспитание ребенка и его значение". Он считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи. В семье необходимо создавать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей.

В "Книге для родителей" А.С. Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В "Лекциях о воспитании детей" он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитание культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, т.к. воспитательные силы здоровой семьи велики, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые ее основы [27].

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье  с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7]. Так, если  в  1993  году доля  детей,  родившихся в  России у женщин,  не  состоящих  в  зарегистрированном браке,  соста­вляла 18%,  то  в  1997  году  она  превысила  25%.   В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков,  также  образуя  неполные  семьи,  и  почти столько  же  детей  в  возрасте  до 18 лет  становятся детьми семей  риска.

Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей.  Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Как мы уже отметили, среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.  Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполных семьях, прежде всего, связаны с воздействием негативных экономических факторов. В среднем по регионам России среди неполных семей доля "бедных" составляет 60,9%, а доля "зависимых от пособий" - 18,9% от их числа. Таким образом, неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.

По мнению И. Дементьевой, неполные семьи преимущественно материнские, в связи с этим дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране, так как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемых учреждений [7]. Хотя, стоит отметить, что количество неполных семей во главе с отцом также растет (приложение № 2).

Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Ученые пришли к выводу, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме [7]. При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влиянием стрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца). Таким образом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п.

Из всего выше сказанного следует, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.

Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 15, 18]. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальной ответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей в таких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [7, 8, 9].

М.А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи. Основными формами работы с неполной отцовской семьей он выделяет индивидуальное консультирование, группы само- и взаимопомощи, организацию детских досуговых мероприятий и семейного отдыха, беседу (приложение № 2). В социально-педагогической работе с неполной отцовской семьей М.А.Костенко выделил три направления работы: социально-педагогическая работа с отцами, с детьми и с семьей в целом [15].

Таким образом, проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.

Объект исследования - процесс воспитания детей в неполных семьях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты