Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

Таким образом, мы провели психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, используя тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина. Также нами были изучены внутрисемейные отношения с помощью методики PARI. Мамы были ознакомлены с полученными данными. Надеемся, что данная информация будет учтена ими в процессе воспитания собственных детей. В процессе чтения лекций "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений" мы испытывали сложности. Мы не увидели заинтересованности мам в овладении информации подобного плана, что огорчает. Наиболее удачно, на наш взгляд, была проведена вторая часть данного блока. В частности, ряд мероприятий, направленных на улучшение внутрисемейных отношений.

Таковы результаты реализации социально-педагогического блока "Мы и наши дети" программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Осуществление данного блока проходило в Центре социальной помощи семье и детям в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи "Большая Липовица". Говорить о комплексном оказании социально-педагогической помощи неполным семьям мы не можем, так как остальные блоки программы не были реализованы. Реализация программы не была проведена полностью, в связи с тем, что она рассчитана на более продолжительный период времени.

Заключение

В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком.     Большое значение имеет сохранение в  неполной семье  культурного  уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и  поддержки  со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

Цель данной работы состояла в изучении теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.

В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка,  изучены особенности характера детей из неполных семей, охарактеризованы условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате рассмотрения влияния стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, мы пришли к выводу, что такие стили, как авторитарный, попустительский, изоляция, псевдосотрудничество, гипопротекция, гиперпротекция представляют наибольшую опасность для развития личности ребенка. К ним же можно отнести и такой стиль воспитания, как эмоциональное отвержение и жестокие взаимоотношения. Благоприятное воздействие на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, оказывает использование стиля сотрудничества или авторитетного стиля воспитания.

При использовании того или иного стиля воспитания в характере ребенка формируются те или иные качества. К примеру, при авторитетном стиле воспитания формируется инициативность, общительность, доброта; при авторитарном стиле – раздражительность, боязнь, тревожность, замкнутость, агрессивность, появляются психологические проблемы; при снисходительном стиле - импульсивность, агрессивность, недисциплинированность.

Наиболее подробно мы рассмотрели такие черты характера ребенка, как леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости, эгоизм, недисциплинированность, грубость, лживость и педантичность. Раскрыли суть и причины появления этих недостатков, предложили некоторые пути их преодоления. Таким образом, мы пришли к выводу, что родителю, воспитывающему ребенка в условиях неполной семьи, необходимо знать о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате неправильного стиля воспитания.

В процессе работы нами был охарактеризован ряд условий, способствующих правильному воспитанию детей из неполных семей. В результате чего мы пришли к выводу, что для того чтобы не допустить формирования в характере ребенка недостатков необходимо соблюдать эти условия в процессе воспитания. Кратко охарактеризуем их.  Авторитет и личный пример матери (отца) – каждая мама (отец) должна учитывать такие психологические особенности ребенка, как подражание и конкретность мышления. Поведение матери (отца) должно быть образцовым, не должно быть расхождений между словом и делом. Авторитет матери (отца) может сформироваться только при использовании авторитетного стиля воспитания. Педагогический такт матери (отца)  является одним из условий формирования авторитета матери (отца).  Культура быта включает в себя правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, разумную организацию жизни, культуру домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяют матери (отцу) выбрать правильный стиль воспитания, развить различные виды мышления и речь, деятельность, общение, разобраться в причинах детских поступков. Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью) – каждый  ребенок нуждается в эмоциональном контакте со вторым родителем. И этому необходимо способствовать, с одной лишь оговоркой, если второй родитель не является асоциальным элементом общества. Необходимость определения для родителя потребности смысла жизни – для мамы (отца) воспитание ребенка не должно быть единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Иначе в воспитании ребенка возникнут проблемы. Необходимость определения потребности достижения – мама (отец) не должна требовать от ребенка того, чего когда-то не достигла сама. Необходимо развивать ребенка в соответствии с его способностями и желаниями. Необходимость критики реализации определенной системы воспитания – в процессе воспитания ребенка в неполной семье необходимо учитывать индивидуальные особенности его развития и уже, исходя из этого, придерживаться  той или иной системы воспитания. Желательно использовать различные системы воспитания с учетом, как мы уже отметили, индивидуальных особенностей ребенка. Формирование определенных личностных качеств ребенка – нежелательно весь процесс воспитания направлять на формирование одного лишь определенного качества у ребенка. Это может привести к противоречию с возрастными или с индивидуальными особенностями развития ребенка.

В практической части исследования нами были реализованы следующие задачи: изучены формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей; разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям; реализован на практике социально-педагогический блок программы "Мы и наши дети" и проанализированы полученные результаты. При изучении содержания, форм и методов социально-педагогической помощи неполной семье, мы определили основные и наиболее эффективные формы работы с неполной семьей в современных условиях. Таковыми являются краткосрочная и долгосрочная формы. Краткосрочная форма включает кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.  Долгосрочная форма построена на психосоциальном подходе.  Также используются такие методы, как патронаж, консультирование, тренинги и групповые методы. Методы и формы социально-педагогической деятельности социального педагога, работающего с неполными семьями, будет эффективны при взаимодействии социального педагога с другими специалистами (психологами, методистами, медиками, воспитателями и др.).

В данной работе нами была разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье". Данная программа направлена на повышение уровня социальной защищенности неполных семей, на профилактику асоциального поведения детей в неполных семьях, на формирование потребности активного участия членов неполных семей в общественной жизни, на улучшение психологического здоровья детей и взрослых, на повышение уровня профессиональных знаний и культуры членов неполной семьи.

На практике мы реализовали социально-педагогический блок "Мы и наши дети" на базе Центра социальной помощи семье и детям. Полученные результаты реализации социально-педагогического блока позволяют утверждать, что воспитательные возможности неполных семей действительно снижены. К такому выводу мы пришли в результате анализа детско-родительских и межличностных отношений, складывающихся в данных семьях. Но говорить о достижении всех поставленных задач программы мы не можем, так как нами был реализован только один блок - социально-педагогический. Хотелось бы отметить отсутствие заинтересованности матерей в овладении знаниями, затрагивающих вопросы развития и воспитания детей. К такому выводу мы пришли в результате чтения лекций "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений".

По итогам чтения лекций, мы пришли к выводу, о необходимости разработки методических рекомендаций по развитию личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье. При разработке данных рекомендаций основное внимание мы уделили многогранному развитию способностей ребенка, воспитывающегося в неполной семье. В частности, как использовать потенциал мозга, чтобы развить все типы мышления; как сделать так, чтобы ребенок делился своими переживаниями; как развить природную любознательность ребенка, побудить его задавать вопросы; как развивать наблюдательность ребенка и его логические способности; как научить ребенка ценить музыку; как научить ребенка управлять собственным телом и развить в нем уверенность в собственных физических способностях. Также разработали рекомендации по поводу того, как помочь ребенку познать себя и научить его управлять своими эмоциями; как научить ребенка вести себя в обществе уверенно и ладить с окружающими; как научить ребенка справляться с трудностями и находить правильные решения (приложение № 6). 

Таким образом, на заключительном этапе реализации социально-педагогического блока каждой маме была дана нами разработанная брошюра "Мы и наши дети", содержащая методические рекомендации, раскрывающих алгоритмическую последовательность  решения ряда задач, перечисленных выше. Решению этих задач способствует развитие лингвистического, математического, познавательного, визуального и пространственного мышления, а также музыкального, физического, личностного, социального и философского мышления. Тем самым, мы реализовали все поставленные задачи и достигли цели исследования.

Изучив проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы и методы работы, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.




















Список литературы


1.  Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998.  – 256с.

2. Алешина Ю.Е.  Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты