Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

- не делайте из ребенка поверенного всех ваших секретов, не заставляйте его, как взрослого, разделять ваши заботы и огорчения, это может нарушить его эмоциональное равновесие.


3. Подростковый кризис

Кризисные проявления  в этот период следующие: противопоставление себя взрослым, отчуждение от взрослых, завоевание новой позиции – не только закономерные, т. е. нормальные, явления, но и продуктивные для формирования личности подростка. Данный кризис проходит три фазы: негативную, или предкритическую, фазу ломки привычек, стереотипов; кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возможно значительные варианты; посткритическую, когда формируются новые структуры, складываются новые отношения. Значительным является тот факт, что подростки могут, как бы провоцировать запретные для себя ситуации, специально "принуждать"  родителя к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов и тем самым раздвинуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит и развитие в этот период протекает гладко и бесконфликтно, то позднее, в 17-18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная  позиция "ребенка" затягивается и может оставаться даже в зрелом возрасте. Существуют два основных пути протекания кризиса. Наиболее распространенный – кризис независимости. Его симптомы те же, что и в дошкольном возрасте: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности. Но в подростковом возрасте они выражаются по-своему. Так, ревность к собственности обнаруживается в стремлении оградить от внешних посягательств свое индивидуальное внутреннее, психологическое пространство. Главная его собственность – это переживание собственного внутреннего мира, что и защищает подросток и оберегает от других. Второй путь – кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс  старых  интересов или вкусов, форм поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Первый и второй варианты – это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией "Я уже не ребенок", а втором – "Я ребенок и хочу им оставаться". Для  развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант.

В симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, но одна из них доминирует. Одно временное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции подростка. С одной стороны, "взрослые" притязания, требование равных с ними прав, расширение границ самостоятельности, а с другой – недостаточная психологическая и социальная незрелость подростка, вызывающая у него потре6ность в помощи, поддержке и защите со стороны взрослых. Подросток ждет (неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят  его от слишком рискованных  шагов. Именно поэтому попустительско-либеральное, слишком "разрешающее" отношение может вызывать недовольство и даже раздражение подростка, а достаточно жесткий, но аргументированный запрет приводит к эмоциональному благополучию, успокоению, хотя и не исключает первоначальную вспышку негодования.


Подростковый возраст – "период бур и страстей"

Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе такого поведения подростков?

С одной стороны, эти поступки, обусловленные причинами социально-педагогического характера, наиболее заметные для окружающих. Например, неумение вести себя в общественных местах, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семейных отношений, ошибками семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатками внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям, как со стороны школы, так и со стороны семьи.

С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка.

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется  как переходный, сложный, трудный, критический.

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как отклонение от общепринятых правил. Выделяют следующие противоречия в духовном развитии подростка: непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратиться к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это  романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед научными достижениями и легкомысленное отношение к учебе.

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.

Для подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы. В связи с этим у подростка наступает временная дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребенка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая свое состояние, стыдясь своего самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Все вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны друг с другом и с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спокойно, у других – ярко, всплесками. Это зависит от самого подростка, но во многом, конечно же,  зависит от родителей, учителей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реагируют на не вполне адекватные его поступки. Все это в значительной степени определяет поведение ребенка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

Появление психических новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. И вот это "уже" и "еще" создает массу проблем для подростка.

Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития подростка.

Взросление подростка может происходить по-разному. Охарактеризуем три его основных  этапа.

На первом этапе развития противоречий отмечается полное расхождение во мнениях между взрослым и подростком; претензии подростка на большую самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществимые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у подростка агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого. На втором этапе противоречия носят эпизодический характер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требованиям подростка, разрешать то, что не разрешали раньше. В такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений. На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенденцию взросления со стороны подростков, и изменение социальной ситуации поведения их в связи с данной тенденцией. Возникает больше доверия и уважения к личности подростков. В зависимости от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхождения подростка во взрослую жизнь, а, следовательно, его поведения.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное Я, понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка "вглядываться" в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной,  и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, во взаимоотношениях), то тоже возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватной самооценке и самоутверждения может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение. Самоутверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов "взрослой жизни": употребление спиртных напитков, сексуальные связи).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты