Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т. е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. И если идеал имеет положительную направленность, то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества. Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитывать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды.

В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют  друзья, сверстники, их мнение и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении является одной из ведущих, проявляющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, ценностями.

Наряду с общением в процесс социализации у подростков главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. Интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других – охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих – проявляются стержневые, доминирующие  интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным предметам или к школе вообще. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях.





Семья  как одна из причин отклоняющегося поведения подростка

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению.

Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний.

Дефекты воспитания являются показателем неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, не престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку. Однако не учитывать структурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентаций было бы неправильным.

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей с взрослыми людьми (особенно с мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин (частые командировки, длительное отсутствие в семье или просто нежелание заниматься  воспитанием ребенка и др.) как бы самоустраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения с ним. В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. Скрытая безотцовщина снижает эффективность семейного воспитания.

Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения и пр.

Еще одним показателем благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков и поведения.


4.Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, она является одной из исходных человеческих потребностей. Свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление ребенку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам можно отнести все, что вызывает страх. Это может быть "авторитарное" наказание. Это такой вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, он внутренне "замерзает". Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы, частью которой является ребенок.  Семья может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка. Прежде всего – семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Отношения в семье остаются значимыми не только в детстве, но и более поздние периоды жизни. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуально в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Важными являются потребности ребенка в позитивном отношении и самоотношении, которые возникают в результате научения. Первая из них возникает вследствие любви и заботы о ребенка, вторая  формируется при положительном отношении окружения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него  хотят, а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы, ценности вытесняют и замещают "истинные" переживания и ценности, что ведет к саморазрушению Я.

Такой ребенок чувствует напряженность, дискомфорт. Следствием искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям, нарушение общения.

Как этого избежать? Первое условие – откровенность,  искренность, правдивость отношений с ребенком. Второе условие – безусловное принятие ребенка. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения, в его развитие. Ребенок очень нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять чувства и поведение ребенка, делать заявления и пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть хорошим, ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к утрате внутренних регуляторов поведения и к дальнейшей незрелости ребенка, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означат отсутствие ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступку. Однако они должны строиться так, чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему. Неудовольствие и отрицательные переживания должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к данному поступку.

Необходимо принимать не только ребенка, но и себя. Если родители не принимают себя, а ценят только те свои достоинства, которые одобряются другими, то они испытывают напряженность и тревогу, что сказывается и на ребенке.

Принятие внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях с взрослыми, а любовь и уважение вызывают  чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.

Третье условие – эмпатическое понимание, без  которого принятие может означать просто благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли ребенка, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Очень важны модели родительского поведения, так как они становятся основой не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Если родители уходят от трудностей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.

То же характерно и для межличностных отношений, дети осваивают те же отношения, которое они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое. В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, так что его собственное поведение окажется для них неприемлемым, т.е. он может отвергать и то, чем родители дорожат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения своих родителей.

Причинами нарушения поведения и даже эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье.






ПОСИДЕЛКИ ДЛЯ МАМ

"КАК Я ОЖИДАЛА СВОЕГО РЕБЕНКА"

Задачи:

- улучшить взаимоотношения внутри семьи;

- повысит эмоциональный настрой мам;

- попытаться помочь  мамам в осознании проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.

Форма: беседа.

Время: 60 минут.

Место: кабинет психолога.

Примерные вопросы:

1.     Как вы узнали о том, что ждете ребенка?

2.     Что вы чувствовали при этом?

3.     Вы ждали этого малыша или все произошло неожиданно?

4.     Это каким-то образом отразилось на вашем отношении к малышу?

5.     Как беременность изменила вашу жизнь?

6.     Как складывались ваши отношения с супругом во время беременности?

7.     Какие чувства испытывал он, зная,  что скоро станет отцом?

8.     Каким вы себе представляли вашего будущего ребенка?

9.     Кого вы хотели мальчика или девочку?

10.    Почему?

11.    Ваши ожидания оправдались,  после того как вы определили пол будущего ребенка?

12.    Какие переживания вам пришлось преодолеть во время беременности?

13.    Ваш самый счастливый момент за всю беременность? А может быть, их было много? Расскажите о них.

14.    Что вы испытывали перед самым появлением ребенка на свет? (8-9 месяц) Вам хотелось ускорить время появления  малыша или нет? Почему?

15.    Опишите ваши чувства,  когда вы в первый раз увидели своего ребенка? (на УЗИ, после родов).

16.    Ребенок оказался именно таким, каким вы его себе представляли? Каким он был?

17.    Расскажите о подготовке комнаты, одежды для новорожденного? Что при этом вы испытывали? Вам кто помогал подготовиться к появлению в доме малыша?

18.    Что повлияло на выбор имени для новорожденного?

19.    Ваше отношение к своему ребенку изменилось со временем? Каким образом?

20.    Как складываются отношения с ребенком сейчас?

21.    Вы бы хотели что-нибудь изменить в своей семье? Что? Почему?

Ожидаемые результаты:

- повышение положительного эмоционального настроя мам;

- осознание мамами проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- появление стремления к самостоятельному решению проблем с воспитанием детей;

- проявление заинтересованности в воспитании собственных детей.


ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА СЕМЕЙНЫХ РАБОТ:

"ЯБЛОНИ И ЯБЛОЧКИ"

Задачи:

- организовать совместную деятельность родителей и детей;

- развивать творческие способности всех членов семьи;

- улучшение взаимоотношений в семье, развитие способности строить общение с близкими людьми;

Форма: выставка.

Время проведения: 40 минут.

Время подготовки: трое суток.

Место: комната отдыха.

Неполным семьям предлагается совместно выполнить творческую работу на тему "Яблони и яблочки". Это может быть  написание стихотворения каждым из членов семьи или общее произведение и его оформление (чтобы с ним можно было познакомиться), написание картины с соответствующим сюжетом (необходимо будет все объяснить), выполнение подделки, написание рассказа о своих способностях и способностях и талантах своих детей (можно даже их продемонстрировать) и многое другое.

Ожидаемые результаты:

- возникновение заинтересованности у родителей в дальнейшем осуществлении совместной деятельности;

- появление чувства удовлетворенности выполненной совместной работой;

- улучшение отношений между родителями и детьми;




КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА  "ДОЧКИ-МАТЕРИ"

Задачи:

- организовать совместную деятельность;

- сплотить матерей и дочерей, способствовать развитию понимания между ними;

- развивать творческие способности мам и дочерей;

- дать возможность полноценно отдохнуть;

Конкурсы проводятся между командами, состоящих из дочерей и матерей (по 2 человека). Соревнуются за статус "самой крепкой семьи".


1 конкурс:  "Готовим".

Мамы должны приготовить салат из предоставленных продуктов (лук, морковь, помидоры, и др.)  Оценивается:

- время приготовления;

- вкусовые качества;

- оформление салата;

- сложность приготовления;

Оценивают независимые судьи.


2 конкурс:  " Кормим".

Дочери должны накормить своих мам, приготовленными салатами. Оценивается:

- время кормления;

- аккуратность;


3 конкурс:  "Наводим красоту".

Мамы должны сделать своим дочерям торжественные прически, с которыми бы они пошли на первое сентября в школу! Оценивается:

- аккуратность;

- сложность;

- время;

- оригинальность;


4 конкурс: "Одеваемся".

Девочки должны повязать платки на головы своих мам. Оценивается:

- оригинальность;

- время;

- качество;


5 конкурс:  "Играем".

Каждая мама должна предложить и научить играть других в игру. Оценивается:

- умение обучать;

- умение организовывать;


6 конкурс: "Благодарим маму".

Дочери должны поблагодарить своих мам за все хорошее, что мамы сделали для них. Выразить свою любовь и нежность. Оценивание:

- искренность (всем ставятся равные баллы).


7 конкурс: "Ложимся спать".

Мамы должны рассказать своим дочерям сказку на ночь. Оценивается:

- выразительность;

- сложность сказки;


8. И заканчивается конкурсная программа песней. Мамы должны спеть колыбельную песню своим дочерям. Оценивается:

- знание слов;

- умение петь;


Оценивание  проходит по пяти балльной системе:

1-                хорошо;

2-                очень хорошо;

3-                замечательно;

4-                отлично;

5-                превосходно;


Победителю вручается диплом "Самой крепкой семьи". Счет ведется ведущим. Оценивание  осуществляется членами жюри, которое состоит из числа болельщиков.

Ожидаемые результаты:

- улучшение эмоционально-психологического состояния мам и дочерей;

- формирование умение анализировать и оценивать выполненное задание;
















































Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты