Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

3. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. – М., 1986. - 206с.

5. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. – 1984. -  №1. - С. 56-66.

6. Горшкова Л.  Расколотая чаша // Мой ребенок. -  2005. - №5. – С. 147-150.

7.  Дементьева И.  Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.

8. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17.

9. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224с.

11.  Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 216с.

12. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.

13.  Козлов Н.И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. - М.: Аст-Пресс, 2000. – 187с.

14. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.

15. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.

16. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. -  М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 173с.

17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256с.

18. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.

19. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. – М., 1998. - №1. – С. 46-50.

20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.

21. Ожегов С.И., Шведова Н. Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.

22. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

23. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.

24. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.

25. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник социальной службы. – 2003. - №2.  – С. 41-47.

26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.

27.  Социальная педагогика: Курс лекций/Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2000. – 416с.

28. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Под ред. В.О. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.

29. Сячина С.Л. Важнейшие функции современной семьи // Соц. педагогика: новые исслед. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы. – 2002. – С.  68-73.

30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.

31. Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.1 Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. - 496с.

32. Чернышева С.И. программа повышения социальной компетенции семьи «Семейный витамин». Центр соц. помощи семье и детям, с. Липовица Тамб. обл. // Вестник психосоц. и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - №2 –с.67-75.

33. Энциклопедия для родителей: беременность, роды, забота и уход, воспитание / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1997. – 480с. 

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656с.






ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Образовательный, психологический и посреднический компоненты социально-педагогической помощи

В семье объектом воздействия социального педагога может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.   Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствии единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

  Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

-роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении со сверстниками;

-значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивного отношения между детьми и взрослыми;

-воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

- социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

-наиболее распространенные ошибки в воспитании детей;

- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

-подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

-развитие представлений об общении в детском возрасте;

- причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Социальные педагоги также могут организовывать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Помощь в воспитании проводиться социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

 Основными сферами семейной жизни, в которой реализуется воспитательная функция, является сферы родительского долга, любви и интереса.  Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишают семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной сфере  в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявление заинтересованности в бытовой добросовестной работе до семейного интереса к активному отдыху. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи  друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувств гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их  взаимопроникновение  и взаимодействие между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две  группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод  уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показывать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.   Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться  родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждения психического сознания радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты