Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей

Сумма цифровой значимости определяется выраженностью признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл сначала анализировать высокие и низкие оценки. Специальный  интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях. Данная методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы [24]. Проанализируем полученные результаты.

Таблица 4 – Результаты методики PARI

Признаки

Семья Халимовых

Семья Поповых

1. Вербализация

17

20

2. Чрезмерная забота

15

16

3. Зависимость от семьи

17

16

4. Подавление воли

14

14

5. Ощущение самопожертвования

16

18

6. Опасение обидеть

18

18

7. Семейные конфликты

13

18

8. Раздражительность

14

13

9. Излишняя строгость

15

12

10. Исключение внутрисемейных влияний

15

13

11. Сверхавторитет родителей

18

19

12. Подавление агрессивности

14

13

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки

13

14

14. Партнерские отношения

17

15

15. Развитие активности ребенка

16

20

16. Уклонение от конфликта

14

13

17. Безучастность мужа

12

11

18. Подавление сексуальности

20

16

19. Доминирование матери

18

20

20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

14

19

21. Уравненные отношения

18

18

22. Стремление ускорить развитие ребенка

11

14

23. Несамостоятельность матери

17

15


Обработав результаты, сразу можно оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. При сравнении средних оценок по шкалам оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация выяснилось, что все эти отношения находятся фактически на одном уровне. Представим полученные результаты в виде таблицы 5.


Таблица 5 – Результаты определения оптимальности детско-родительских отношений

Характеристика семейных отношений

Семья

Халимовых

Семья

Поповых

Отношение к семейной роли

15,5

16,4

Отношение родителей к ребенку:

1. Оптимальный эмоциональный контакт;

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;


17,7

14,3



18,3

12,6

Излишняя концентрация на ребенке

13,4

14,8


Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что обе мамы стремятся к авторитету в семье (сверхавторитет родителей);  стараются доминировать над детьми, и в то же время обе опасаются обидеть своего ребенка. Хотя данный тест показывает наличие в неполных семьях уравнительных отношений, что является не совсем понятным. Низких показателей не наблюдается не по одной из шкал.

Рассмотрим отдельные аспекты отношений относительно семьи Халимовых: хозяйственно-бытовые отношения, организация быта семьи сформированы хорошо (шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга отношения развиты не очень хорошо (12, неполная семья); отношения, обеспечивающие воспитания детей сформированы не совсем достаточно (шкалы 5, 11). Но, не смотря на это, в семье отмечается относительно низкая конфликтность (11б), перенос семейных конфликтов на производственные отношения отсутствует.

Анализируя результаты методики по отдельным шкалам, мы пришли к выводам, что А.Г. Халимова имеет большую зависимость от семьи, ей свойственно ощущение самопожертвования, также высоки показатели вербализации в этой семье. Наиболее низкие показатели по шкалам, свидетельствующие об отсутствии стремления к ускоренному развитию своих детей (11б.), а также фактическая безучастность мужа в воспитании детей (12б.).

С семьей Поповых также была использована методика изучения внутрисемейных отношений. М.Н. Поповой было предложено ответить на 115 вопросов. Обработав результаты, сразу можно оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. При сравнении средних оценок по шкалам оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация выяснилось, что показатели оптимальности эмоционального контакта завышены (таблица 5). Это говорит о том, что в семье много общаются, каждый может высказать свою точку зрению. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что отношение к семейной роли со стороны матери оптимальное, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком не определяется. Также отсутствует излишняя концентрация матери на ребенке.

По отдельным аспектам отношений были получены следующие данные: хозяйственно-бытовые отношения соответствуют о норме, организация быта не является проблемой в данной семье (шкалы 3, 13, 19, 23). Межсупружеские отношения нарушены. Моральная и эмоциональная поддержка со стороны отца фактически отсутствует, вопрос об организации досуга детей не всегда  решается (11б.) Думаем, что это можно объяснить наличием определенного состава семьи (неполная семья). Отношения, обеспечивающие воспитание детей не соответствуют эффективности этого процесса (шкалы 5, 11). В семье Поповых часто происходят семейные конфликты (18б.), что отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Высокие баллы были получены по таким шкалам, как вербализация – все члены неполной семьи общительны; ощущение самопожертвования - у матери возникают ощущения самопожертвования; семейные конфликты -  семейные конфликты не редки; сверхавторитет мамы - наличие сверхавторитета мамы, она пытается взять все в свои руки и это у нее получается; развитие активности ребенка - мама старается развивать активность детей и приучать их к самостоятельности как можно раньше; со стороны матери происходит чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, хотя в тоже время она говорит об уравнительных отношениях в семье.

Таким образом, данные семьи не имеют стабильных внутрисемейных отношений, мамы стараются всю власть взять в свои руки, пытаются оградить своих детей от проблем реального мира, тем самым, решая за них многие вопросы.

Вторая часть социально-педагогического блока "Мы и наши дети" состоит из так называемых лекций для родителей "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений". Теоретическая его часть включает в себе курс лекций на следующие темы: кризис трех лет; кризис семи лет; подростковых кризис; семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков; эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка. Более подробно рассматривается подростковый период. Практическая часть состоит из мероприятий под названием " Как я ожидала своего ребенка" - беседа, "Яблони и яблочки" - творческая выставка семейных работ; "Дочки- матери" - конкурсная программа (приложение № 5).

Основными задачами мероприятия "Как я ожидала своего ребенка" являлись: улучшение взаимоотношений внутри неполной семьи, повышение эмоционального настроя мам, оказание помощи  мамам в осознании проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка. Удалось добиться повышения положительного эмоционального настроя мам; осознания мамами некоторых проблем, связанных с воспитанием ребенка; появления стремления к самостоятельному решению проблем с воспитанием детей, проявления заинтересованности в воспитании собственных детей. Мамы проявляли интерес к данной теме беседы, принимали активное участие в обсуждении. Думаю, что каждая из них с трепетом вспоминала  прекрасные минуты своей прошлой жизни.

Творческая выставка семейных работ "Яблони и яблочки" прошла не так удачно, как беседа. Основным недостатком является неумение родителей организовывать совместную деятельность со своими детьми (предложенную работу выполняли дети). Задачи ставились следующие: организовать совместную деятельность родителей и детей; развивать творческие способности всех членов семьи; улучшить взаимоотношения в неполной семье;  развивать коммуникативные способности (умение строить общение с близкими людьми). Мамы испытали чувство гордости за своих детей, каждая из них похвалила своего ребенка. Дети из семьи Халимовых выжгли на дощечке картину со следующим сюжетом: мама врач и рядом играет девочка, которая тоже хочет стать врачом. Семья Поповых нарисовала на альбомном листе акварельными красками лисицу с лисятами. Работа очень красочная, аккуратная. Своей работой они хотели показать, что лиса и ее детки являются одной крепкой семьей.

Конкурсная программа "Дочки-матери" направлена на организацию совместной деятельности; сплочение матерей и дочерей, на развитие понимания между ними; на развитие творческих способностей мам и дочерей; на возможность полноценно отдохнуть. Хочется отметить заинтересованность детей в участии в конкурсной программе, их активность, раскрепощенность.  Не менее заинтересованы были болельщики. На наш взгляд, удалось добиться улучшения эмоционально-психологического состояния мам и дочерей. Дети, сидящие в жюри, учились анализировать и оценивать выполняемые задания. Грамоту о присвоении статуса "самой крепкой семьи" получила семья Поповых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты