Следующая классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации [26], она выделила следующие стили отношений "мать – ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.
В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.
Другим стилем отношений "мать – ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем отношений "мать-ребенок" является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.
Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.
Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать – ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной, на наш взгляд, представляется классификация, предложенная А.Е. Личко [17, с. 23] и Э.Г. Эйдемиллером [34, с. 432] для подростков. Авторы выделили [17, 31] следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
Первым отклонением в стилях семейного воспитания является гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора, к нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо искренно интересоваться всем, что происходит в жизни ребенка, интересоваться его детскими, пусть самыми пустяковыми и наивными проблемами, испытывать желание помочь ребенку, понимать его, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Вторым несоответствующим гармоничному развитию ребенка стилем воспитания является доминирующая гиперпротекция. Данный стиль воспитания проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Родители при таком стиле воспитания постоянно прибывают в тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Не знают, можно ли наказать, а если наказали за проступок, тут же считают, что были не правы. Им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревая детей в тех или иных вредных привычках, родители высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей. Известно, что излишняя тревожность не содействует успешному развитию ребенка.
Третьим неправильным стилем воспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют потворствующую гиперпротекцию. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Данный стиль воспитания формирует у ребенка ошибочные представления о жизни.
Если семья является неполной, то мать старается как можно чаще, баловать ребенка, что "препятствует развитию у ребенка социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать участие в совместной деятельности" [1, с. 142]. А.И. Захаров считал, что "баловство ребенка ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте" [10, с. 165]. А.В Петровский писал: "Изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей" [23, с. 37].
В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений в психическом развитии ребенка. А.Адлер отмечает, что "изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании" [1, с. 138].
Четвертым стилем воспитания, отрицательно влияющим на формирование личности ребенка, является эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания родители ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. А. Адлер пришел к выводу, что "пренебрежение ребенком, также как и баловство препятствует развитию социального интереса и ведет к нарушению в формировании личности" [1, с. 213]. Такого же мнения придерживался и А.И. Захаров [10].
В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при данном стиле воспитания. Многие матери считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, то это приведет к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. "Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях" [1, с. 247]. Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер" [34, с. 84].
Пятый стиль неправильного воспитания наиболее опасен, это жестокие взаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит "стена" эмоциональной холодности и враждебности. В неполных семьях такие взаимоотношения еще сильнее усугубляют психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Чаще всего без помощи со стороны при разрешении данной ситуации не обойтись. Дети из таких семей часто убегают из дома, бродяжничают, но мысли о возвращении домой у них не появляется. В редких случаях матери анализируют свое отношение к детям и пытаются его изменить. Стараются с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые они высказывают в общении с детьми относительно личности ребенка и присущих ему качеств характера. Почти всегда за жестоким обращением матерей к своим детям стоит недовольство собственным поведением, собственной жизнью, не сложившимися отношениями, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по другому поводу. За негативной оценкой стоит эмоция осуждения и гнева. Но это не в коем случае не оправдывает жестокого обращения к собственным детям.
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М. Балинский считал, что "строгое, несправедливое отношение к детям в неполной семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния" [16, с. 84]. И.А. Петровский пришел к выводам, что "жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха" [23, с. 35]. Р.А. Зачепицкий, В.Н. Мясищев, С.Г. Файнберг, Е.К. Яковлева указывают на то, что "воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признано этиологическим фактором неврастении" [31, с. 232].
Шестой стиль неправильного воспитания, выделяемый А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером, называется повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующих его возрасту. Родители, игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких людей. Ему насильно приписывают роль "главы семьи". Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20