Международные суды

            Заседания проводятся по мере поступления дел. Суд полного состава приступает к работе только при наличии кворума в две трети. Решения принимаются большинством голосов.

            Заседания проводятся в Страсбурге, но, если Суд сочтет целесообразным, - то в любом другом месте на территории государств-участников Европейской Конвенции (Правило 15).





            1.3. Компетенция Суда.

 

            Компетенция Суда двоякого рода. Во-первых, под его юрисдикцию попадают дела о толковании и применении Конвенции, возбуждаемые в установленном Конвенцией порядке (ст.45-49). Т.е. предметом жалобы в Суд может быть только нарушение прав, предусмотренных Конвенцией. Европейский Суд - это независимая международная организация по защите прав человека. Он не может являться апелляционной, кассационной или какой-либо иной вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судебным и иным правоприменительным органам и не может ни отменять, ни изменять их решения. Суд не дает оценок национальным законам, не пересматривает приговоры.

            Предметом жалобы в Суд может быть только нарушение прав человека действиями и решениями органов государственной власти, но не частных лиц (как физических, так и юридических). Важнейшее условие, без соблюдения которого рассмотрение жалобы невозможно - это исчерпание всех возможных внутригосударственных средств защиты.

            Во-вторых, по просьбе Комитета Министров Суд может выносить консультативные заключения по узкому кругу правовых вопросов, касающихся толкования Конвенции и Протоколов к ней (ст.1 Протокола 2). Но вторая - консультативная - функция в практике Совета Европы развития не получила.

            Суд вправе принять дело к рассмотрению лишь после того, как будет признана безрезультатность усилий по дружественному урегулированию проблемы. В случае спора о подсудности дела Суду, этот вопрос решается самим Судом. Суд устанавливает собственный Регламент рассмотрения дел, в котором отражена технико-юридическая процедура судопроизводства, которая базируется на классических представлений общего международного права и, насколько это возможно, с учетом специфики дел о защите прав человека и основных свобод, следует его основополагающим принципам, таким как состязательность и равноправие сторон.

            Для рассмотрения каждого переданного ему дела Суд образует камеру в составе девяти Судей. Камера может отказаться от дальнейшего разбирательства на любой его стадии в пользу Большой Палаты Суда, если рассматриваемое дело затрагивает важный вопрос или вопросы, относящиеся к толкованию Конвенции. Большая Палата состоит из 19 Судей, куда включены Председатель и его заместители. Кворум составляет 17 Судей (п.п.2,3 Правил 51 и 53).

            В исключительных случаях Палата может уступить юрисдикцию Суду полного состава в случае сложных вопросов либо вероятности существенного отхода от устоявшейся предшествующей практике.

            Существуют две формы судопроизводства: устная и письменная.

            За поступающими в Европейский Суд делами следят национальные и международные правозащитные организации, что разрешено Регламентом.

            Решение Суда является окончательным (ст.52), но в случае вновь открывшихся обстоятельств Суд может возобновить разбирательство (п.1 Правил 58, 60).

            Согласно Конвенции, проведение в жизнь Суда поручается государству, допустившему нарушение своих международных обязательств. Государства-участники обязуются следовать решению Суда по любому делу, в котором они являются стороной (ст.53). Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет Министров Совета Европы (ст.54).

             Согласно ст.50 Конвенции, если обжалуемое действие или решение судебных органов (или иных органов) государства-участника полностью или частично противоречит его конвенционным обязательствам, а также, если право этого государства допускает только частичное возмещение такого действия или решения, то решением Суда при необходимости предусматривается справедливая компенсация потерпевшему. Размер ее определяется Судом с учетом имущественного ущерба и морального вреда, причиненного потерпевшему (например, решение от 24.02.98 по жалобе Лариссиса против Греции).

            Со времени своего основания Европейский Суд по правам человека вынес более 690 решений.

            Кроме того, что в Суд могут обратиться государства, существует право на подачу индивидуального заявления. Жалобы подаются в секретариат Суда. В течение трех месяцев дело должно быть передано в Суд             

            Принимаются к рассмотрению заявления, подаваемые только против тех государств, которые специально уполномочены на это. Кроме акта Ратификации Конвенции, необходимо дополнительное согласие государства в форме одностороннего заявления о признании за Судом полномочнй рассматривать инкриминируемые ему действия по заявлениям частных лиц. Т.е. право на подачу петиций признается за частными лицами ("любые лица, неправительственная организация и группы лиц"), находящимися под юрисдикцией всех государств-участников Европейской Конвенции. Также право на подачу индивидуальных заявлений признается даже за такими физическими лицами, которые, согласно национальному законодательству лишены процессуальной дееспособности: несовершеннолетние и пр.

            В соответствии с практикой Суда статусом неправительственной организации для целей Европейской Конвенции пользуются коммерческие и другие организации, не преследующие цели извлечения прибыли, вне зависимости от того, являются ли они юридическими лицами или нет.

            Напротив, ни правительственные, ни какие-либо другие органы, обладающие какой бы то ни было политической властью, этого делать не могут. 




                1.4. Реформа Европейского Суда по правам человека.

 

            За последнее десятилетие количество заявлений, направляемых в Суд, постоянно увеличивалось, и для того, чтобы выдержать нагрузки, в 1997 году была осуществлена реформа контрольного механизма Совета Европы. Ее основой послужил Протокол № 11 к Конвенции. Двухступенчатая система подачи заявлений (Комиссия-Суд) была заменена единым органом, который впоследствии

стал именоваться Европейским Судом по правам человека.

            Проблема образования единого национального европейского суда выдвигалась еще в то время, когда Конвенция находилась на стадии обсуждения.

            В 1985 году на Венской межминистерской конференции правительство Швейцарии выдвинуло на обсуждение проект создания единого европейского суда. В 1986 году под эгидой Совета Европы для его обсуждения в Невитале была созвана представительская конференция. И только в декабре 1989 года Комитет Министров Совета Европы согласился дать ход этой идее.

            В октябре 1997 года на саммите в Страсбурге было принято решение о создании единого Европейского Суда по правам человека к 01.10.98 года.

            Реформа была направлена на устранение большинства недостатков, связанных с двухступенчатой системой, когда действовали два контрольных органа, зачастую повторяющих свою работу: это параллелизм и дублирование, неравенство процессуальных возможностей, дефицит демократизма и пр.

            Индивиду был предоставлен такой статус стороны в деле, который позволяет ему в качестве истца пользоваться той же совокупностью процессуальных прав, которым Европейская Конвенция наделяла только государство-ответчика.

            Осуществление такой глобальной реформы на самом высоком уровне не препятствует постоянной работе межправительственных структур Совета Европы по выявлению частных недостатков в функционировании Суда и осуществлению отдельных локальных усовершенствований, направленных на его адаптацию к новым потребностям.

            На очереди - ряд поправок к Конвенции, которые должны решать важные вопросы демократизации судебного органа Совета Европы и повышению его "пропускной способности".

            В практике Совета Европы не известны случаи, когда бы государства-участники Европейской Конвенции отказались бы следовать решениям Суда. Тем не менее, можно было бы подумать о дополнительных заявлениях, об особых гарантиях соблюдения решений Суда в рамках национально-правовой системы соответствующих стран. Оптимальный вариант - закрепить в национальной законодательстве положение о прямом воздействии международных судебных решений на их территории и об обязанности всех судебных и административных органов в своей практике руководствоваться этими решениями.


           

1.5. Соотношение национального и общеевропейского права.

 

            Соотношение международного и внутригосударственного права - одна из проблем, стоящих перед мировым сообществом.

            Международно-правовые нормы Совета Европы и нормы права государств-членов взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимоотношение этих правовых норм характеризуется тем, что право Совета Европы и национальное право дополняют и взаимно обогащают друг друга. Национальное право является основным источником Конвенции Совета Европы. "В ней нашло закрепление то лучшее, что достигнуто национально-правовыми системами и апробировано государствами на практике, исходя из выработанных всем ходом развития мировой цивилизации общечеловеческих представлений о гуманизме и защите прав и свобод человеческой личности".13 В свою очередь законодательство государств-членов Совета Европы строится с учетом как юридически обязательных, так и рекомендательных актов Совета Европы.

            Фактом своего существования и обязательностью международных судебных решений Европейский Суд оказывает на национальные власти неослабное давление, чтобы на национальном уровне все компетентные органы сами как можно лучше заботились о соблюдении прав человека. Понимание главной, основной роли национальных властей в деле защиты прав человека положено в основу судебной системы, природа которой является наднациональной.

            Итак, основную ответственность за обеспечение господства права через реализацию прав человека Конвенция возлагает на национальные власти. Именно национальное законодательство и судебная система должны защищать и гарантировать эти права. "Международный механизм играет не более чем субсидиарную роль, "подчищая" отдельные огрехи, допускаемые государствами. Забота об уважении к национальному законодательству и его соблюдению - это одновременно и забота об утверждении господства права и реализации прав человека, забота о выполнении обязательств, взятых по Европейской Конвенции".14

            Центральное требование Европейской Конвенции - соблюдение национального законодательства, приведенного в соответствие с ее требованиями.            Механизм реализации норм права применительно к обеспечению прав человека и основных свобод налагает на государства-участников по крайней мере три взаимосвязанных обязательства:

            1). согласно Европейской Конвенции одного лишь воздержания от действий со стороны государственной власти, представляющих собой нарушение прав человека, совершенно недостаточно. Государства-участники должны осуществлять все необходимые меры позитивного характера для материального и процессуального обеспечения прав человека;

            2). принцип эффективности прав человека означает, что государства-участники Конвенции несут ответственность за нарушение положений Конвенции не только, если эти нарушения допускаются соответствующими государственными органами прямо и непосредственно, но и тогда, когда нарушения становятся возможными в результате попустительства властей или того, что они уклоняются от совершения необходимых позитивных действий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты