Каждый подсудимый имеет право выбрать защитника. Трибунал в любое время может не утвердить его. Если подсудимый не представлен защитником, Трибунал назначает его. Уставы обоих Трибуналов (статья 24, статья 15) определяет следующий процессуальный порядок судебного разбирательства:
- оглашение Обвинительного заключения;
- опрос каждого подсудимого, признает ли он себя виновным;
- вступительные речи обвинителей и защитников;
- предоставление доказательств обвинителем и защитой;
- допрос свидетелей и подсудимых;
- заключительные речи защитников;
- заключительные речи обвинителей;
- вынесение приговора и объявление его.
Трибуналом в Нюрнберге предусмотрено последнее слово подсудимых.
Трибуналы (ст. 27, ст. 16) имеют право приговорить подсудимого, признанного виновным к смертной казни или любому другому наказанию, которое Трибунал сочтет справедливым.
Итак, сравнивая юридические основы Трибуналов в Токио и Нюрнберге, можно сказать, что судебный процесс в Нюрнберге строился на комбинации процессуальных порядков всех четырех представленных в Трибунале держав. Судебный же процесс в Токио основывался главным образов на правилах процедуры англо-американского судопроизводства с некоторыми лишь отступлениями от сложных технических формальностей, присущих этому типу судопроизводства.
1.3. Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока.
Трибунал был сформирован из представителей одиннадцати стран (СССР, США, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Голландия, Китай, Индия, Филиппины).
Председателем Трибунала был назначен австралийский судья У.Уэбб.
Этот уголовный процесс длился с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года, в течение двух с половиной лет и явился самым продолжительным в истории.
Стенограмма заседаний Трибунала насчитывает 48412 страниц, 419 свидетелей дали показания. В качестве доказательств было представлено 4336 документов.
В основу Обвинительного заключения был положен Устав. Трибунал анализирует ст.5 Устава, в которой сформированы составы преступлений и все пункты обвинения.
Под заголовком "Преступления против мира" было перечислено 5 отдельных преступлений:
1) Господство военщины в Японии и приготовления к войне (глава занимает 495 страниц приговора).
2) Японская агрессия против Китая (319 страниц).
3) Японская агрессия против СССР (78 страниц).
Сюда включены 4 раздела:
- "Политика Японии в отношении СССР";
- "Планирование и подготовление войны против СССР";
- "Пакт о нейтралитете 13 апреля 1941 года с СССР";
- "Наступательные операции Японии против СССР в 1938-39 гг."
4) Тихоокеанская война (186 страниц)
После поражения в агрессии против СССР Япония взяла курс на агрессию против западных держав в районе Южных морей и в 1941 году развязала Тихоокеанскую войну.
5) Преступления против законов, обычаев войны (зверства).
Приговор японским военным преступникам был объявлен 12 ноября 1948 года. Так закончилось последнее заседание Международного Военного Трибунала для Дальнего Востока.
К смертной казни через повешение было приговорено 7 человек. К пожизненному заключению - 16. Один человек - к тюремному заключению сроком на 20 лет. Один человек - к тюремному заключению сроком на 7 лет.
1.4. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге.
Судебные заседания Трибунала начались 20 ноября 1945 года и завершились оглашением приговора 1 октября 1946 года.
Всего было проведено 403 открытых заседаний. Стенографический протокол занимает 16 000 страниц, обвинители в ходе процесса предъявили 2 630 документов, защита - 2 700.
Обвинение было представлено четырьмя обвинителями союзных держав согласно ст.6 Устава и включало в себя:
А. Преступления против человечности
В. Террор и подготовка к войне
С. Преступления против правил ведения войны
D. Военные преступления.
Международный Военный Трибунал постановил:
1) К смертной казни через повешение приговорить 12 главных военных преступников ((Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Франка, Фрика, Кальтербруннера, Штрейхера, Йодля, Задкеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно));
2) К пожизненному заключению троих (Гесса, Функа и Редера);
3) К тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет - четверых (Шираха, Шпеера, Нейрата и Деница);
Международный Трибунал признал преступными: руководящий состав нацистской партии (НСДАП), тайную полицию (гестапо), охранные отряды (СС), службу безопасности (СД).
16 октября в Нюрнбергской тюрьме приговор был приведен в исполнение.
1.5. Влияние Международных Военных Трибуналов в Токио и Нюрнберге на развитие норм международного права.
Итак, во-первых, Международные Трибуналы в Токио и Нюрнберге сыграли важную историческую роль.
Они осудили агрессивную войну как тягчайшее преступление против человечества и сурово наказали конкретных виновников.
Приговорами этих Трибуналов впервые в истории был осужден милитаризм.
Судебные процессы в Токио и Нюрнберге вскрыли политический, экономический, идеологический и военный механизм подготовки стран к агрессивным войнам, характер и цели милитаризма.
В приговоре Нюрнбергского процесса указывалось, что "развязывание агрессивной войны является не только преступлением международного характера. Оно является тягчайшим международным преступлением."4
В 1947 году в Японии была принята конституция, в которой указывается, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и споров... В Японии никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, как и другие средства войны. Право на ведение войны не признается".5
Во-вторых, материалы этих судебных процессов имеют неоценимое значение для развития международно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления против человечества, в частности, для совершенствования Кодекса ООН 1954 года "О преступлениях против мира и международной безопасности", а также для процесса формирования и совершенствования международно-правовых стандартов в области прав человека.
Результатом нюренбергского и токийского процессов явилась Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, которая вступила в силу 12 января 1951 года.
В ст.2 Конвенции геноцид определяется как действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Многие положения Конвенции, связанные с событиями II Мировой Войны актуальны и в настоящее время. Например, ст.4, закрепляющая принцип индивидуальной уголовной ответственности лиц, "наделенных властью, согласно конституции", "должностных лиц или частных лиц"; ст.6, связанная с компетенцией суда, применительно к геноциду.
До настоящего времени международная система борьбы против геноцида в целом не пересматривалась.
18.06.76 была ратифицирована Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него.
В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу 26.06.87 был учрежден Комитет против пыток. Согласно ст.20, при наличии достоверной информации о применении пыток на территории какого-либо государства-участника может быть назначено расследование.
Часть 2: Международные Трибуналы в Югославии и Руанде.
2.1. Международный Трибунал в Югославии;
правовые основы деятельности, юрисдикция, компетенция, состав.
До последнего времени существовал только один прецедент создания Международного уголовного суда - Трибуналы в Токио и Нюрнберге. Не смотря на обнадеживающие результаты и широкое признание правовых принципов, на которых строилась их деятельность, они не смогли достигнуть той степени универсальности, всеобщности осуждения, которой требует совершение международных преступлений. Поэтому последнее десятилетие XX века можно считать поистине революционным в области преследования за международные преступления. В первой половине десятилетия в рамках универсальной международной организации - ООН - были созданы два специальных международных Трибунала в отношении бывшей Югославии и Руанды, а летом 1998 года в Риме произошло историческое событие - был принят Устав постоянного международного уголовного суда.
Прорывом в деле создания международного уголовного суда явилось учреждение Международного Трибунала по бывшей Югославии. Впервые после почти пятидесяти лет серьезные нарушения международного гуманитарного права в рамках конкретного вооруженного конфликта стали не просто объектом пристального внимания международного сообщества, но и предметом судебного разбирательства. С точки зрения политической это связано с изменением расклада сил в Европе и во всем мире, а также с тем, что конфликт в бывшей Югославии стал первым широкомасштабным конфликтом в Европе за последние пятьдесят лет. Немалую роль сыграли и средства массовой информации, которые донесли до широкой общественности картину человеческих страданий, что привело к созданию коалиции общественных сил в поддержку создания международного уголовного суда. В качестве временной меры был учрежден Международный Трибунал ad hoc.
Правовые основы.
В качестве первого шага Совет Безопасности резолюции 764 (1993 г.) осудил зверства, совершавшиеся в бывшей Югославии, как нарушения международного гуманитарного права и указал на индивидуальную ответственность тех, кто их совершал. В качестве второго шага Совет Безопасности предпринял усилия по расследованию нарушений с помощью государств и международных гуманитарных организаций (резолюция 771 (1993 г.)) и комиссии экспертов, учрежденной резолюцией 780 (1993 г.). Однако, как уже указывалось выше, принятые меры не изменили ситуацию, а собранная информация не отвечала предъявляемым к ней требованиям.
Наконец, в ответ на инициативу ряда государств - членов ООН, Ассамблеи Совета Европы, европейского парламента, докладчиков (Корелл - Тюрк - Тьюн) в рамках Московского механизма по человеческому измерению ОБСЕ в Боснии и Герцеговине и Хорватии и других Совет Безопасности 22 февраля 1993 года в резолюции 808 (1993 г.) решил в принципе вопрос об учреждении Международного Трибунала для преследования виновных в совершении нарушений международного гуманитарного права. Согласно резолюции Генеральный секретарь представил доклад, в котором содержался проект Устава Трибунала. В проекте были учтены мнения 31 государства и нескольких международных организаций, представивших свои комментарии по проекту. На основании доклада Совет Безопасности резолюцией 827 (1993 г.) от 25 мая 1993 г. учредил Международный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года и принял его Устав без каких-либо изменений. В соответствии с резолюцией все государства должны в полной мере сотрудничать с Трибуналом и его органами и принимать в рамках внутреннего права любые меры, необходимые для выполнения просьб об оказании помощи и приказов Судебной камеры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12