Международные суды

            Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми “национальными группами”, состоящими из членов Постоянной Палаты Третейского Суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу, специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда.

            Условия, на которых государство - участник Статута, но не член ООН может участвовать в избрании судей, определяются при отсутствии особого соглашения Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей 8 октября 1948 года. Согласно этой резолюции, все государства - члены и не члены ООН находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании. С октября 1948 года Швейцария, не являющаяся членом ООН, принимает участие в избрании судей.

            Суд избирает Председателя и Вице-Председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Если Председатель является гражданином государства - стороны в деле, рассматриваемом судом, он уступает председательство. То же правило применяется и к Вице-Председателю.

            Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. Функции секретаря весьма обширны и определены подробно в Статуте и Регламенте Суда. Деятельность секретариата осуществляется в четырех сферах:

·            судебная, заключающаяся, например, в подборке различных судебных и исторических прецедентов, законодательных и договорных текстов, а также мнений юристов;

·            дипломатическая, заключающаяся, в частности в разного рода сообщениях от имени суда;

·            административная и финансовая, касающаяся, например, вопросов персонала, помещений, подготовки бюджета и т.п.;

·            лингвистическая - выполнение работы по редактированию и переводу различных документов.

Подробный статут персонала секретариата суда был утвержден 14 марта 1947 года.

Кроме 15 членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc, т.е. судьи, избираемые в соответствии со ст.31 Статута по выбору государства - стороны в споре, если оно не представлено судебным присутствием. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору.

Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам, для рассмотрения которых они назначены.


  Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно п.1 ст.23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и деятельность которых устанавливаются судом.

   Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям.

   Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в 9 судей. В соответствии с п.1 ст.30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

   На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в качестве своего Регламента Регламент суда-предшественника. Некоторые поправки к Регламенту были приняты в мае 1972 года, а вступили в силу в сентябре того же года. 14 апреля 1978 года Международный Суд утвердил полностью пересмотренный Регламент, который стал действовать с 1 июня того же года. Изменения были внесены, в частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и уменьшение судебных издержек.

   Производство в Суде ведется либо на французском, либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков.

Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную.

Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств, так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде.

 Если государство приняло на себя обязательство подчиняться компетенции Суда, дело против него может быть начато односторонним письменным обращением государства-истца.

            Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанью. Эта стадия длится обычно несколько дней, реже - недель. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов. После такого разбирательства проходит закрытое совещание Суда. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит Председателю.

            Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем не согласии с решением, либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением. В первом случае мнение судьи называют индивидуальным, во втором - особым.

            Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

            После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратится в Суд с просьбой истолковать решение(в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

            В пункте 2 статьи 94 предусмотрен способ обеспечения решения Международного Суда. Так, если какая-нибудь сторона в деле не выполняет обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

            Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет при принятии решений:

а) международные конвенции и договоры;

б) международный обычай;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

            Кроме того, Суд может разрешить дело согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

            1.4. Камеры ad hoc Международного Суда ООН.

 

            Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может образовывать более мелкие группы, называемые камерами в составе трех или более судей для разбора определенных категорий дел. Я  хотела бы более подробно остановиться на таком важном аспекте деятельности Международного Суда как разрешение споров между государствами с помощью его камер по определенным спорам. Все положения о камерах базируются на п.1 ст. 25 Статута, который гласит, что, кроме специально указанных в настоящем Статуте случаев, Суд заседает в полном составе. Суд может три вида камер:

            - упрощенного производства,

            - для рассмотрения определенной категории дел,

            - для разбора отдельного дела.

            Последний вид камер имеет некоторое сходство с арбитражем. Причем, оно усугубляется, если при создании камер применяется ст.31 Статута Суда, п.2 и 3 которой предоставляют сторонам в споре право выбрать в качестве судьи лицо по собственному усмотрению, если в составе судебного присутствия нет судьи - гражданина одной из сторон или обеих сторон. Следовательно, камера ad hoc может состоять из судей - граждан каждой из стороны третьего судьи, назначенного  Судом. Число судей, образующих камеру ad hoc в соответствии со Статутом "определяется Судом с одобрения сторон".

            Следовательно, возможно создание камеры, состоящей из одного судьи.

            До 1982 года государства не прибегали к использованию камер ad hoc, хотя в своих заявлениях представители различных государств признавали их преимущества.

            Использование камер Суда имеет ряд преимуществ перед разбирательством Судом в полном составе. Прежде всего, это сокращение сроков разбирательства и расходов. Так, возможность проводить заседание камер за пределами Гааги (ст.28 Статута), в месте, более подходящем для сторон, их экспертов, советников и свидетелей. Кроме того, разбирательство в камере финансируется не сторонами, а Международным Судом, расходы которого в соответствии со ст. 33 Статута несут ООН. Как правило, судебная процедура в камерах менее громоздка: стороны могут, например, отказаться с согласия камеры от устного судопроизводства. Таким образом, как мы видим, камеры ad hoc Международного Суда ООН должны привлечь внимание сторон в споре.

            Впервые камера ad hoc была утверждена в 1982 году. К настоящему времени таких камер образовано четыре. Первым делом, которое находилось на рассмотрении камеры ad hoc, был спор о делимитации морской границы в районе Мэн между США и Канады.

            Разрешение международных споров путем обращения к камерам ad hoc, несомненно, способствует активизации деятельности Международного Суда ООН. В принципе, п.2 ст.26 Статута не содержит выраженных ограничений в отношении спорных вопросов и, следовательно, в камеру ad hoc могут передаваться любые споры, имеющие либо технический, либо региональный аспект. Так же, согласно Статуту Суда, камеры не нуждаются в представительстве всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Это может произойти только по желанию сторон и решению Суда.

            Стороны не всецело свободны в определении состава камеры и правил судопроизводства. Камера является ответвлением Суда, и ее решение, как предусматривает ст.27 Статута, является решением Суда. Таким образом, камеры ad hoc могут действовать только на основании Статута и Регламента Суда.




            1.5. Компетенция Суда.

 

            Компетенция Международного Суда определена в главе II (ст.34-38), а также в главе IV (ст. 65-68) Статута Суда. Эти главы устанавливают границы компетенции Суда.

            Устав ООН проводит строгое ограничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного Суда. Как подчеркивается в п.3 ст.36 Устава ООН Совет Безопасности принимает во внимание, что "споры юридического характера должны как общее правило передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда."

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты