Международные суды

            Правом обращения в суд обладают государства - участники Статута и Совет Безопасности, которые могут передать Прокурору соответствующую просьбу с описанием ситуации и имеющихся у них доказательств. Кроме них правом возбуждения дел по собственной инициативе обладает также Прокурор суда. Таким образом, постоянный суд по многим параметрам сохранил ту достаточно высокую планку, на которую поднял этот институт Трибунал ad hoc.

            И все же, учитывая различия концепции этих учреждений, постоянный суд по ряду параметров уступает своим собратьям. Так, в качестве основного принципа деятельности суда заявлен принцип дополняемости. Суд призван дополнить национальные судебные органы в случае, если они отсутствуют или не могут выполнить своих функций в отношении вышеперечисленных преступлений. Таким образом, ни о каком приоритете юрисдикции суда по отношению к юрисдикции национальных судов речь не идет.

            В качестве другого примера можно привести требование о существовании определенных условий для осуществления судом своей юрисдикции. Суд может юрисдикцию, если государство, на территории которого совершено преступление, и государство, гражданином которого является обвиняемый, участвуют в Статуте или признали юрисдикцию суда в отношении конкретного преступления. Подобных требований в Уставах Трибуналов ad hoc не содержится.

            Не смотря на эти и некоторые другие "слабости" в организации суда, сам факт его создания означает огромный шаг вперед. Можно надеяться, что в процессе совершенствования его деятельности концепция суда претерпит изменения, круг полномочий суда расширится, а значит, увеличится его эффективность.

         

 

 

 

2 раздел: Международный Суд ООН.

 

 

            1.1. История создания.


            Международный Суд согласно пункту 1 ст.7 Устава ООН, является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций. Исходя из ст.92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В п.1 ст.33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

            Обращение за разрешением международных споров к беспристрастному органу, который выносил бы решения на основе права, далеко не новая идея. Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам Древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров довольно часто встречалась в Средние века. Современная история международного судебного разбирательства начинается с договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для  разрешения ряда споров между этими двумя странами.

            Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале XX века, после первой конференции мира 1899 года в Гааге, созванной по инициативе в России. Державы, участвовавшие в конференции, подписали Гаагскую конвенцию о мирном разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько это возможно, применение силы в отношениях между государствами.

            Участники Конвенции учредили Постоянную Палату Третейского Суда. Хотя Палата была создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в полном смысле этого слова. Конвенция предусматривала составление списка и 150-200 лиц (по 4 судьи от каждого договаривающегося государства), из которого государства могли выбирать одного или более арбитров, образовывавших состав суда для рассмотрения того или иного конкретного спора.

            Постоянную Палату Третейского Суда, статус которой был оставлен без изменения второй Гаагской мирной конференцией 1907 года функционирует поныне. Однако деятельность этого органа была и остается малоэффективной. С 1899 года по настоящее время она рассмотрела около двух десятков дел. Неэффективность Постоянной Палаты Третейского Суда заложена в организации деятельности этого органа.

            Вторая Гаагская мирная конференция 1907 года учредила два органа: Международную призовую Палату и Третейский Суд, деятельность которых должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводства Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на международном уровне.

            Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 году Гондурасом, Гватемалой, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под прямым политическим давлением США. Суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения государств субрегиона. Он просуществовал только 10 лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов.

            Большое внимание идее постоянного международного органа уделяли русские юристы-международники. Особое значение в разрешении этого вопроса имеет труд Л.Камаровского о международном суде. В этой работе впервые даются теоретические обоснования и формулируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда. Л.Камаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган.

            Л.Камаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организационных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение в суд должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны быть полностью исключены все внутренние дела государств. Решение суда должно носить обязательный характер. Принуждение возможно, но ограничено. Недопустима передача вооруженных сил в введение суда.

            Впоследствии выдвинутые Л.Камаровским положения об организации и основных принципах деятельности международного суда были использованы при организации международной юстиции.

            Практически создать международный суд стало возможно только после I Мировой Войны.

            Фактически история международных судебных органов ведет отсчет от Постоянной Палаты Международного Правосудия при Лиге Наций - первого универсального международного судебного органа общей компетенции. Создание в 1920 году Постоянной Палаты Международного Правосудия, предусмотренной ст.14 Статута Лиги Наций, ознаменовало большой шаг вперед в области судебного разрешения международных споров. Постоянная Палата Международного Правосудия представляла собой судебный орган в полном смысле этого слова и в любой момент была готова к выполнению своих функций. Однако, как и в случае с Постоянной Палатой Третейского Суда, ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре.

            Палата обладала факультативной юрисдикцией. Вместе с тем предусматривалась возможность наделения Палаты обязательной компетенцией. К 1939 году обязательную юрисдикцию Палаты признавали в той или иной мере 65 государств.

            Помимо осуществления правосудия, т.е. вынесения решений по спорным делам, Постоянная Палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги Наций. Таким образом, впервые появился международный суд общего характера, и государство могло в одностороннем порядке возбудить в нем дело против другого государства, причем стороны в споре не должны были приходить в предварительном порядке к соглашению о составе суда и о тех вопросах, которые должны были быть представлены на его рассмотрение.

            Первое заседание Постоянной Палаты Международного Правосудия состоялось в 1922 году. Деятельность этого судебного органа была прервана во время II Мировой войны, а в 1946 году Палата была распущена всвязи с прекращением деятельности Лиги Наций. Вклад Палаты в мирное разрешение межгосударственных споров оказался довольно скромным. Выносимые ею решения и консультативные заключения были далеки от беспристрастности.





            1.2. Международный Суд Организации Объединенных Наций.


            В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно ст.92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию п.1 ст.33 Устава ООН в той части, которая предусматривала в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

            Статут Международного Суда с главой XIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско (1945 год).

            За исключением незначительных изменений, большая часть которых носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия.

            Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Назначение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурационной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: “Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно, деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными.”6 Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (ст.13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств - неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (ст.35 Статута).




            1.3. Состав и процедура Суда.

 

            Международный Суд состоит из 15 человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных  качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст.2 и 3 Статута).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты