известно, что виновный имеет самостоятельный заработок или имущество, на
которое может быть обращено взыскание, при этом размер штрафа должен
составлять от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или его дохода за
период от двух недель до шести месяцев[19]. Сделано это, как легко
догадаться, для того, чтобы не причинить материального вреда родителям или
опекунам несовершеннолетнего. Практика также свидетельствует, что суды не
назначают штраф подросткам от 14 до 16 лет, даже при наличии у них
самостоятельного заработка[20].
Законодательство устанавливает также порядок уплаты штрафа - он должен быть
внесен добровольно по указанию суда в сберегательный банк или в отделение
Центрального Банка РФ в течение 30 дней (ст.31 Уголовно-исполнительного
кодекса) или в течение 1 года, если уплата штрафа была отсрочена. В случае
злостного уклонения от уплаты, штраф может быть заменен исправительными
работами, исправительными работами или арестом (ч.5 ст. 46 УК РФ). Кроме
этого, в случае неуплаты штрафа, если суд не заменит осужденному меру
уголовного воздействия, сумма штрафа взыскивается судебным исполнителем в
принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество,
принадлежащего осужденному. Единственное ограничение имущества, не
подлежащего взыскания, указано в ч.4 ст.38 УИК - его состав совпадает с
составом, определенного в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по
приговору суда.
Основания для отсрочки или рассрочки (выплаты по частям) штрафа на срок до
одного года также определены в законе - согласно ч.2 ст.31 УИК РФ, это
отсутствие возможности осужденного одновременно уплатить всю сумму штрафа,
подтвержденное заключением судебного исполнителя. Удельный вес всех
осуждённых к штрафу от общего количества осуждённых в 1985 году составил
9,8%,1990году –11,6% ,1991году-12,2% ,1993году-9,8% ,1997году-8,1% ,
1998году-13,2% 21а
Таким образом, видно, что роль штрафа как уголовного наказания значительно
повысилась в современном уголовном законодательстве, по сравнению с
советским периодом. Вероятно, что усиление роли штрафа законодатель
связывает с новой экономической реальностью, а, кроме того, с тем фактом,
что рецидив среди лиц, подвергшихся штрафу, составляет всего от 6 до 8,5
процентов, то есть очень невысокий. Это означает, что штраф может
способствовать исправлению осужденного без применения мер, ограничивающих
его свободу, и сделать невыгодным совершение преступлений, имеющих в своей
основе материальную выгоду.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали,
начиная с 1919 года, когда были приняты Руководящие начала по уголовному
праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от
должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу.
Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать
от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии
эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения
возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его
рецидива.
Согласно современному российскому уголовному законодательству (ст. 47 УК
РФ), данное наказание может назначаться на срок от одного года до пяти лет
в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в
качестве дополнительного. При этом п.3 ст.47 УК РФ предусматривает
возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
даже в тех случаях, когда оно отсутствует в соответствующей норме Особенной
части УК РФ.
Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР)
существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности
назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это
обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ[21], и это стало
причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в
действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд
возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно
грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о
мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал
судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью[22].
Разница между понятиями "занимать определенные должности" и "заниматься
определенной деятельностью" состоит в том, что первое состоит в запрещение
занятия должностей на государственной или муниципальной службе, а второе -
в запрещении осуществлять определенные функции в коммерческой или иной
организации[23].
В теории уголовного права нет единой точки зрения на природу данного
наказания. Некоторые авторы утверждает, что данный вид наказания является
специальным, поскольку основания их применения определяются как характером
совершенного деяния, так и "тем, что лицо выступает в качестве специального
субъекта"[24]. Однако, с нашей точки зрения, в постановлении Пленума
Верховного Суда от 29 августа 1980 года "О практике назначения судами
дополнительных наказаний" четко говорится: то обстоятельство, что к моменту
постановления приговора подсудимый не занимал должности или не занимался
деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является
препятствием для применения рассматриваемого наказания в качестве
дополнительного[25]. Таким образом, говорить о наличии специального
субъекта преступления можно далеко не всегда, хотя некоторую специфичность
данного наказания необходимо все-таки признать.
Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в зависимости
от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью
назначается в качестве основного наказания, то истечение срока начинается с
момента вступления приговора суда в законную силу. Если же оно назначается
в качестве дополнительного наказания, при этом основное наказание связано с
лишением или ограничением свободы, начало течения сроков дополнительного
наказания начинается с момента освобождения осужденного из мест лишения
свободы. Это вполне логично, поскольку в случае длительных сроков лишения
свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание просто потеряло смысл,
если бы существовало иное положение. Следовательно, можно сказать, что
действие лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью как бы сохраняется для периода нахождения на
свободе.
Учет осужденных к данному виду наказания ведут уголовно-исполнительные
инспекции, при это необходимо отметить, что рассматриваемое нами наказание
вовсе не запрещает работу в той или иной отрасли. Так, если лицо было
осуждено по статье 200 УК РФ ("Обман потребителей"), и ему в качестве
дополнительной меры наказания было избрано лишение права занимать
материально-ответственные должности, то это не означает, что лицо не может
устроиться работать в магазине или ином торговом предприятии в качестве,
например, грузчика или охранника. При этом администрация предприятия не
вправе привлекать осужденного к тем работам, выполнение которых связано с
деятельностью, которая запрещена данному лицу приговором суда. Поэтому суд
должен четко назвать должности (они должны быть обозначены нормативно или
обладать идентификационными признаками), которые запрещено занимать
виновному, с целью недопущения расширительного толкования наказания.
Предупредительная сила данных наказаний несомненна: лицо лишается доступа к
той должности или деятельности, которая была использована для совершения
преступных деяний. Конечно, говорить об исправлении асоциальных
наклонностей личности с помощью только одного этого наказания вряд ли
приходится, но суды нередко применяют его в качестве дополнительного, а в
качестве основного используют штраф или исправительные работы, способствуя
тем самым исправлению лица без применения мер лишения или ограничения
свободы.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград.
Этот вид наказания представляет собой разновидность морального воздействия
на осужденного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление (статья
48 УК РФ).
История этого наказания очень древняя. Еще до революции широко
использовались его предки - лишение прав, варьирующиеся от выдачи головой
(превращения в холопа) до опалы, лишения права заседать в боярской Думе или
приказе, как это было, например, по Соборному Уложению 1649. Применялись
эти наказания, разумеется, только к привилегированным сословиям и
напоминали частичное объявление вне закона. В последнем Уголовном Кодексе
советского периода (1961 год) это наказание также существовало и было
предусмотрено статьей 29 УК РСФСР.
Это наказание применяется только в виде дополнительного, причем оно не
предусмотрено ни в одной статье Особенной части УК, поэтому суд назначает
его самостоятельно. Единственное ограничение состоит в том, что основное
максимально возможное наказание, согласно п.4 ст. 15 УК РФ, должно быть
свыше пяти лет лишения свободы (то есть, преступление должно быть тяжкими
или особо тяжким).
Необходимо также иметь в виду, что ученые степени (доктора, кандидаты наук
и т.п.), спортивные звания, профессиональные не относятся к почетными
званиям и суд не может их лишить на основании статьи 48 УК РФ.
Воспитательное воздействие этого наказания на осужденного, с нашей точки
зрения, не очень велико, поскольку в большинстве случаев позорящее
воздействие наказания (особенно, лишение воинского звания), направленное на
психологическую сторону личности осужденного, не достигнет своей цели.
Более того, оно может привести к озлоблению осужденного, усилению его
асоциальных наклонностей, способствовать его отчуждению от общества
("поставлен вне закона"). В то же время, данное наказание подчеркивает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20