Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

Вина при порубке м.б. только в виде прямого умысла. Виновный сознает, что

производит порубку без соответству­ющего разрешения, либо в ненадлежащем

месте, либо с нарушением норм и вида отпущенного ему леса, предвидит

причи­нение ущерба лесному фонду и желает его.

Повреждение же деревьев и кустарни­ков может совершаться как с прямым, так

и с косвенным умыслом. Мотивы и цели совершения пр-я не влияют на его

квалификацию.

Часть 2 определяет в качестве квали­фицирующих признаков неоднократность,

крупный размер и использование винов­ным своего служебного положения.

Деяние признается совершенным неод­нократно, если виновный ранее совершил

два и более пр-й,предусмотрен­ных данной статьей.

Причиненный незаконной порубкой де­ревьев ущерб признается крупным, если он

в двести и более раз превышает мини­мальный размер оплаты труда.

Незаконная порубка деревьев призна­ется совершенной с использованием

слу­жебного положения, если виновный для совершения этого деяния

воспользовался правами и обязанностями, которыми был наделен в силу

занимаемой должности или выполняемой работы. Ответ-ть по ч. 2 ст. 260

помимо должностных лиц мо­гут нести также и др. работники пред­приятий и

организаций независимо от фор­мы собственности, чья деятельность свя­зана с

учетом, контролем, охраной, вос­производством лесных фондов и заготов­кой

древесины. Действия должностного лица, образующие данный состав,

допол­нительной квалификации по нормам, преду­сматривающим ответ-ть за

долж­ностное злоупотребление, не требуют.

Уничтожение или повреждение лесов (ст.261)

Данное пр-е посягает на со­хранность и воспроизводство лесов, а так­же на

биологические основы жизнедея-телэности и развития животного мира этих

леов, являющихся средой его обитания.

Предметом пр-я являются леса, входящие и не входящие в лесной фовд.

Объективная сторона состоит в унич­тожении или повреждении лесов или

на­саждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными

источни­ками повышенной опасности.

Под уничтожением лесов понимают пол­ное сгорание лесного массива или

приве­дете его в такое состояние, когда он пол­ностью утрачивает свою

хозяйственную ил! природоохранную ценность и не мо-же" быть использован по

своему обычно­му назначению. Повреждение лесов име­ет место в случае, когда

был причинен ущэрб, значительно снижающий качест­во 1асаждений и требующий

длительного времени и больших затрат на их восста-ноьление.

Хотя в норме не указывается на раз­меры уничтоженных или поврежденных

лесов, тем не менее можно предположить, что законодатель имел в виду

значитель­ны? площади (от 1 га и более), достаточно плстно покрытые

растущим или сухостой-ныя лесом. На практике неосторожное уничтожение или

повреждение лесов на участке меньших размеров рассматрива­ется как пр-е в

случае особого эстетического, хозяйственного, почвоза­щитного,

природооздоровительного значе­ние этого леса.

Законодатель сконструировал ч. 1 ст. 261 татам образом, что уг. ответ-ть за

уничтожение или повреждение лесов наступает при условии неосторож-

ного обращения с огнем или иными ис­точниками повышенной опасности, к

ко­торым относятся машины, механизмы, электрооборудование, горюче-смазочные

материалы, взрывчатые вещества, пиро­технические изделия и т. д.

Как неосторожное обращение с огнем следует понимать непринятие мер

проти­вопожарной безопасности при нахождении в лесу или проведении в нем

либо рядом с ним работ. Указанные в законе последст­вия могут наступить от

непогашенного кос­тра, выжигания травы, корчевания пней с помощью

взрывчатых веществ и т. д.

Состав рассматриваемого пр-я — материальный. Деяние признается окон­ченным

с момента уничтожения или по­вреждения лесов. Между действием и

без­действием виновных и наступившими по­следствиями следует установить

причин­ную связь.

Субъектом анализируемого пр-я является любое лицо, достигшее 16-лет­него

возраста.

Если виновным является должностное лицо и наступившие последствия явились

результатом невыполнения или недобро­совестного выполнения им своих

служеб­ных обязанностей, содеянное следует квали­фицировать как халатность.

В случае когда уничтожение или повреждение лесов на­ступило в результате

нарушения правил пожарной безопасности лицом, на которое была возложена

обязанность соблюдать их или контролировать их соблюдение, дей­ствия

виновного содержат признаки на­рушения правил пожарной безопасности,

повлекшего тяжкие последствия (ст 219 УК).

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с

огнем может совершаться как по небреж­ности, так и по легкомыслию.

В ч. 2 ст. 261 специально выделен такой способ, как поджог, т. е.

совершение дей­ствий, целью которых является возникно­вение пожара, указано

и на иные обще­опасные способы (путем взрыва, затопле­ния и т. д.).

Загрязнение вредными веществами или отходами предполагает нарушение правил

обращения с создающими угрозу здоровью людей, животным или окружающей

сре­де химическими, бактериологическими, радиоактивными веществами (напр.,

химическая обработка лесных массивов).

При загрязнении выбросами происхо­дит такое превышение предельно

допусти­мой концентрации вредных веществ в воз­духе, грунтовых водах или

лесных водо­емах, которое приводит к изменению ка­чества лесных насаждений

или их гибели.

Загрязнение отходами или отбросами — это использование лесных массивов в

ка­честве несанкционированной свалки про­мышленных или бытовых отходов.

Пр-е, предусмотренное ч. 2 ст. 261, м.б. совершено как умыш­ленно, так и по

неосторожности.

Естественно, что уничтожение или по­вреждение лесов путем поджога и иным

общеопасным способом м.б. совер­шено только умышленно (с прямым или

косвенным умыслом). Совершение же этого пр-я путем загрязнения вредны­ми

веществами, отходами, выбросами или отбросами возможно и по неосторожности.

Субъектом данного пр-я м.б. любое лицо, достигшее возраста уго­ловной

ответственности (16 лет).

Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов (ст. 262)

Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов пося­гает

на регулируемые федеральным за­конодательством и иными нормативными

актами отношения в области организации, охраны и использования этих

территорий в целях сохранения уникальных и типич­ных природных комплексов и

объектов, достопримечательных природных образо­ваний, объектов

растительного и живот­ного мира, их генетического фонда, изу­чение

естественных процессов в биосфе­ре и контроля за изменением ее состоя­ния,

экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные террито­рии — участки земли, водной поверхно­сти

и воздушного пространства под ними, где располагаются природные комплексы и

объекты, имеющие особое природоохран­ное, научное, культурное,

эстетическое, ре­креационное и оздоровительное значение, кот. изъяты

решением органов влас­ти полностью или частично из хозяйствен­ного

использования и для которых уста­новлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима природ­ных территорий и статуса находящихся на

них природоохранных учреждений раз­личают следующие категории указанных

территорий: 1) государственные природ­ные заповедники, в том числе

биосфер­ные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные

природные за­казники; 5) памятники природы; 6) ден­дрологические парки и

ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 2 Закона РФ «Об особо

охра­няемых природных территориях» от 14 мар­та 1995 г.)'.

Особо охраняемые территории подраз­деляются на территории федерального,

регионального и местного значения. При этом природные заповедники и

националь­ные парки относятся к особо охраняемым природным территориям

федерального зна­

чения. Территории государственных заказ­ников, памятников природы,

дендрологи­ческих парков и ботанических садов, ле­чебно-оздоровительных

местностей и ку­рортов м.б. отнесены к территори­ям федерального или

регионального зна­чения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо

охра­няемыми природными территориями мест­ного значения.

Национальные парки — это природо­охранные, эколого-просветительские и

научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых

включа­ют в себя природные комплексы и объек­ты, имеющие особую

экологическую, ис­торическую и эстетическую ценность.

Государственные природные заповедни­ки являются природоохранными научно-

исследовательскими и эколого-просвети-тельскими учреждениями, сохраняющи­ми

и изучающими естественный ход при­родных процессов и явлений,

генетическо­го фонда растительного и животного мира, отдельных видов и

сообществ растений и животных, типичных и уникальных эко­логических систем.

Природные парки — это природоохран­ные рекреационные учреждения,

включа­ющие в себя природные комплексы и объ­екты, имеющие значительную

экологичес­кую и эстетическую ценность и предна­значенные для использования

в природо­охранных и рекреационных целях.

Природные заказники — это террито­рии, имеющие особое значение для

сохра­нения или восстановления природных ком­плексов или их компонентов и

поддержа­ния экологического баланса.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом,

научном, культурном и эстетическом от-

ношении природные комплексы, а также объекты естественного или

искусственно­го происхождения.

Дендрологические парки и ботаничес­кие сады — это учреждения, в задачи

которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения и

обогащения растительного мира, а так­же осуществление научной, учебной и

про­светительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными

ле­чебными ресурсами и пригодные для ор­ганизации лечения и профилактики

забо­леваний, а также для отдыха населения.

Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях

терри­тория, располагающая природными лечеб­ными ресурсами и необходимыми

для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты

инфраструктуры.

Диспозиция статьи является бланкет­ной. В каждом конкретном случае

привле­чения к ответственности за нарушение ре­жима особо охраняемых

природных тер­риторий следует установить, какие кон­кретно положения

нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.

Режим особо охраняемых природных территорий определяется в общем виде в

Законах РФ «Об особо охраняемых при­родных территориях»; «О природных

ле­чебных ресурсах, лечебно-оздоровитель­ных местностях и курортах» (от 23

фев­раля 1995 г.). Более подробно конкретные особенности зонирования и

режим каж­дой категории охраняемых природных объектов определяются

Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в

соответствии с фе­деральным законодательством.

Нарушение режима природных объек­тов может выражаться в невыполнении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты