Вина при порубке м.б. только в виде прямого умысла. Виновный сознает, что
производит порубку без соответствующего разрешения, либо в ненадлежащем
месте, либо с нарушением норм и вида отпущенного ему леса, предвидит
причинение ущерба лесному фонду и желает его.
Повреждение же деревьев и кустарников может совершаться как с прямым, так
и с косвенным умыслом. Мотивы и цели совершения пр-я не влияют на его
квалификацию.
Часть 2 определяет в качестве квалифицирующих признаков неоднократность,
крупный размер и использование виновным своего служебного положения.
Деяние признается совершенным неоднократно, если виновный ранее совершил
два и более пр-й,предусмотренных данной статьей.
Причиненный незаконной порубкой деревьев ущерб признается крупным, если он
в двести и более раз превышает минимальный размер оплаты труда.
Незаконная порубка деревьев признается совершенной с использованием
служебного положения, если виновный для совершения этого деяния
воспользовался правами и обязанностями, которыми был наделен в силу
занимаемой должности или выполняемой работы. Ответ-ть по ч. 2 ст. 260
помимо должностных лиц могут нести также и др. работники предприятий и
организаций независимо от формы собственности, чья деятельность связана с
учетом, контролем, охраной, воспроизводством лесных фондов и заготовкой
древесины. Действия должностного лица, образующие данный состав,
дополнительной квалификации по нормам, предусматривающим ответ-ть за
должностное злоупотребление, не требуют.
Уничтожение или повреждение лесов (ст.261)
Данное пр-е посягает на сохранность и воспроизводство лесов, а также на
биологические основы жизнедея-телэности и развития животного мира этих
леов, являющихся средой его обитания.
Предметом пр-я являются леса, входящие и не входящие в лесной фовд.
Объективная сторона состоит в уничтожении или повреждении лесов или
насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными
источниками повышенной опасности.
Под уничтожением лесов понимают полное сгорание лесного массива или
приведете его в такое состояние, когда он полностью утрачивает свою
хозяйственную ил! природоохранную ценность и не мо-же" быть использован по
своему обычному назначению. Повреждение лесов имеет место в случае, когда
был причинен ущэрб, значительно снижающий качество 1асаждений и требующий
длительного времени и больших затрат на их восста-ноьление.
Хотя в норме не указывается на размеры уничтоженных или поврежденных
лесов, тем не менее можно предположить, что законодатель имел в виду
значительны? площади (от 1 га и более), достаточно плстно покрытые
растущим или сухостой-ныя лесом. На практике неосторожное уничтожение или
повреждение лесов на участке меньших размеров рассматривается как пр-е в
случае особого эстетического, хозяйственного, почвозащитного,
природооздоровительного значение этого леса.
Законодатель сконструировал ч. 1 ст. 261 татам образом, что уг. ответ-ть за
уничтожение или повреждение лесов наступает при условии неосторож-
ного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, к
которым относятся машины, механизмы, электрооборудование, горюче-смазочные
материалы, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия и т. д.
Как неосторожное обращение с огнем следует понимать непринятие мер
противопожарной безопасности при нахождении в лесу или проведении в нем
либо рядом с ним работ. Указанные в законе последствия могут наступить от
непогашенного костра, выжигания травы, корчевания пней с помощью
взрывчатых веществ и т. д.
Состав рассматриваемого пр-я — материальный. Деяние признается оконченным
с момента уничтожения или повреждения лесов. Между действием и
бездействием виновных и наступившими последствиями следует установить
причинную связь.
Субъектом анализируемого пр-я является любое лицо, достигшее 16-летнего
возраста.
Если виновным является должностное лицо и наступившие последствия явились
результатом невыполнения или недобросовестного выполнения им своих
служебных обязанностей, содеянное следует квалифицировать как халатность.
В случае когда уничтожение или повреждение лесов наступило в результате
нарушения правил пожарной безопасности лицом, на которое была возложена
обязанность соблюдать их или контролировать их соблюдение, действия
виновного содержат признаки нарушения правил пожарной безопасности,
повлекшего тяжкие последствия (ст 219 УК).
Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с
огнем может совершаться как по небрежности, так и по легкомыслию.
В ч. 2 ст. 261 специально выделен такой способ, как поджог, т. е.
совершение действий, целью которых является возникновение пожара, указано
и на иные общеопасные способы (путем взрыва, затопления и т. д.).
Загрязнение вредными веществами или отходами предполагает нарушение правил
обращения с создающими угрозу здоровью людей, животным или окружающей
среде химическими, бактериологическими, радиоактивными веществами (напр.,
химическая обработка лесных массивов).
При загрязнении выбросами происходит такое превышение предельно
допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, грунтовых водах или
лесных водоемах, которое приводит к изменению качества лесных насаждений
или их гибели.
Загрязнение отходами или отбросами — это использование лесных массивов в
качестве несанкционированной свалки промышленных или бытовых отходов.
Пр-е, предусмотренное ч. 2 ст. 261, м.б. совершено как умышленно, так и по
неосторожности.
Естественно, что уничтожение или повреждение лесов путем поджога и иным
общеопасным способом м.б. совершено только умышленно (с прямым или
косвенным умыслом). Совершение же этого пр-я путем загрязнения вредными
веществами, отходами, выбросами или отбросами возможно и по неосторожности.
Субъектом данного пр-я м.б. любое лицо, достигшее возраста уголовной
ответственности (16 лет).
Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов (ст. 262)
Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов посягает
на регулируемые федеральным законодательством и иными нормативными
актами отношения в области организации, охраны и использования этих
территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и
объектов, достопримечательных природных образований, объектов
растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение
естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния,
экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства под ними, где располагаются природные комплексы и
объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, кот. изъяты
решением органов власти полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима природных территорий и статуса находящихся на
них природоохранных учреждений различают следующие категории указанных
территорий: 1) государственные природные заповедники, в том числе
биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные
природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и
ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 2 Закона РФ «Об особо
охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.)'.
Особо охраняемые территории подразделяются на территории федерального,
регионального и местного значения. При этом природные заповедники и
национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям
федерального зна
чения. Территории государственных заказников, памятников природы,
дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов м.б. отнесены к территориям федерального или
регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо
охраняемыми природными территориями местного значения.
Национальные парки — это природоохранные, эколого-просветительские и
научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых
включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую
экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-
исследовательскими и эколого-просвети-тельскими учреждениями, сохраняющими
и изучающими естественный ход природных процессов и явлений,
генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и
сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные парки — это природоохранные рекреационные учреждения,
включающие в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную
экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования
в природоохранных и рекреационных целях.
Природные заказники — это территории, имеющие особое значение для
сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и
поддержания экологического баланса.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом,
научном, культурном и эстетическом от-
ношении природные комплексы, а также объекты естественного или
искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады — это учреждения, в задачи
которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения и
обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и
просветительской деятельности.
Лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными
лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях
территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми
для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты
инфраструктуры.
Диспозиция статьи является бланкетной. В каждом конкретном случае
привлечения к ответственности за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий следует установить, какие конкретно положения
нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.
Режим особо охраняемых природных территорий определяется в общем виде в
Законах РФ «Об особо охраняемых природных территориях»; «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23
февраля 1995 г.). Более подробно конкретные особенности зонирования и
режим каждой категории охраняемых природных объектов определяются
Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в
соответствии с федеральным законодательством.
Нарушение режима природных объектов может выражаться в невыполнении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19