Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

Состав, предусмотренный ст. 309, пред­полагает понуждение к даче ложных

по­казаний. Понуждение к даче правдивых показаний не образует состава

данного пр-я, однако такой способ, как, напр., угроза убийством,

квалифици­руется как самостоятельное пр-е (ст. 119).

Субъектом пр-я, предусмот­ренного ст.,.,315, являются должностные лица, а

также служащие коммерческих и иных организаций, обязанные исполнить

судебное решение. Не являющиеся тако­выми лица не м.б. признаны субъ­ектами

данного пр-я; в случае со­ответствующего способа действия они при­влекаются

к ответственности за непови­новение или сопротивление представите­лям

власти. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания, несут ответ-ть по

ст. 313, 314 УК.

В соответствии с примечанием к ст. 316, субъектом укрывательства м.б. любое

лицо, кроме супруга и близких род­ственников лица, пр-е которого они

укрывали.

Укрывательство пр-й со сто­роны должностных лиц квалифицирует­ся по

совокупности со ст. 285 УК.

Считаются оконченными: пр-я, квалифицируемые по ст. 306, — с момен­та

получения ложного доноса соответству­ющим органом, независимо от факта

воз­буждения дела; по ст. 309 ч. 2 — с момен-

та высказывания угрозы; по ст. 316 (пр-е длящееся) — при выполнении

действий по укрывательству.

Под судьями в составах пр-й гл. 31 следует понимать судей всех звень­ев

судов по уголовным, гражданским и ад­министративным делам, в том числе

су­дей Верховного Суда, Верховных Судов республик в составе Федерации,

судей Высшего Арбитражного Суда и нижесто­ящих арбитражных судов, а равно

судей Конституционного Суда РФ.

нятие и виды пр-й |тпв порядка управления

Пр-я против порядка управ­ления посягают на полезную организую­щую и

регулирующую роль и деятель­ность государственных органов, ослабля­ют

авторитет всех ветвей власти, меша­ют лицам, занимающим государственные и

иные должности, выполнять возложен­ные на них обязанности, что в конечном

счете приводит к нарушениям прав граж­дан.

Родовой объект этих пр-й — порядок управления, управленческая де­ятельность

органов власти, исполнитель­ных органов др. организаций.

Рассматриваемые пр-я реали­зуются в действиях, напр. в приме­нении насилия

в отношении представите­ля власти, в самоуправстве и др. Путем бездействия

совершается уклонение от прохождения военной или альтернатив­ной

гражданской службы (ст. 328).

Пр-я считаются оконченными с момента совершения общественно опас­ного

действия или установления факта бездействия. Ряд пр-й — само­управство и

др. — сопряжен с наступле­

нием вредных последствий, поэтому мо­мент их окончания связан с причинением

соответствующих последствий.

С субъективной стороны пр-я данной группы совершаются умышленно.

Субъектом пр-й против поряд­ка управления м.б. частные лица, вменяемые,

достигшие 16 лет.

§ 10. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы

Статья 317 УК предусм. уголов­ную ответ-ть за посягательство на жизнь

сотрудника правоохранитель­ного органа, военнослужащего (а равно их

близких). Пр-е связано с реаль­ным посягательством на жизнь — убий­ством

или покушением на убийство. Цель такого поведения — воспрепятствование

законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка или

общест­венной безопасности, а также месть за ука­занную деятельность. Пр-е

при­знается оконченным с момента начала по­сягательства, независимо от

наступления результата.

Статья 318 УК устанавливает ответ-ть за применение насилия в от­ношении

представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих

должностных обязанностей в любой сфере управленческой деятельности.

Исключение из этого правила предусмотрено ст. 296 УК.

Представителем власти в соответствии с примечанием к данной статье

признает­ся должностное лицо правоохранительного или контролирующего

органа, а также иное должностное лицо, наделенное в уста­новленном законом

порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении граж­дан, не

находящихся от него в служебной зависимости. По смыслу закона, уголов-

но-правовой защите подлежит только за­конная деятельность представителя

влас­ти.

Часть 1 ст. 318 предусм. ответ-ть за применение насилия, не опас­ного для

жизни или здоровья, либо за угро­зу применения насилия в отношении

пред­ставителя власти или его близких.

Угроза предполагает психическое воз­действие, применяемое в качестве

сред­ства влияния на волю потерпевшего, с тем чтобы вынудить его изменить

или вовсе прекратить свою служебную деятельность. Иногда угроза преследует

цель запугать лицо, выполняющее свой служебный долг, или свести с ним счеты

за выполнение долга. Характер угрозы — учинить наси­лие, нанести побои и

др. — значения не имеет. Однако угроза должна быть реаль­ной, т. е. имеются

серьезные основания опасаться ее реализации.

Если угроза носит личный характер, не связана с выполнением потерпевшим

долж­ностных функций, содеянное при наличии иных признаков состава может

квалифи­цироваться по ст. 119 УК.

Насилие, не опасное для жизни или здоровья, предполагает насилие,

направ­ленное на причинение легкого вреда здо­ровью, побоев или совершение

иных на­сильственных действий в отношении ука­занных лиц.

Применение насилия, опасного для жиз­ни или здоровья, в отношении лиц,

перечисл. в данной статье, образует квали­фицированный состав пр-я (ч. 2

ст. 318).

Пр-е окончено с момента при­менения физического или психического насилия к

потерпевшим.

Фактическое причинение в результате насилия с умыслом смерти, тяжкого или

средней тяжести вреда здоровью должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст.

105 либо п. «а» ч. 2 ст. 111, либо п. «б» ч. 2 ст. 112 УК.

Противодействие законной деятельнос­ти представителя власти, если оно не

было связано с применением насилия или уг­роз, влечет административную

ответ-ть.

В отличие от состава оскорбления (ст. 130) оскорбление представителя власти

(ст. 319) более опасно. Оно реализуется в публич­ном оскорблении

представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в

связи с их исполнением.

Оскорбление признается публичным тогда, когда оно нанесено в присутствии

др. граждан либо совершено в таких формах и в таком месте, что об этом

не­избежно ставятся в известность др. лица (учинение надписей на стенах в

уч­реждении, общественном месте и т. п.).

Не следует квалифицировать по дан­ной статье объективно оскорбительные

жесты и иные действия, если субъект убежден, что они не могут унизить честь

и достоинство представителя власти.

Оскорбление представителей власти, не связанное с их должностными

обязанно­стями и не в связи с их исполнением, не дает основания

квалифицировать содеян­ное по данной статье.

Данная норма не распространяется на несколько категорий потерпевших (судьи,

прокуроры и др. лица, обеспечиваю­щие правосудие). Содеянное в этом слу­чае

квалифицируется по ст. 297 УК.

К новым видам пр-й относит­ся деяние, описанное в ст. 320 УК. Она предусм.

уголовную ответ-ть за разглашение сведений о мерах безопасности,

применяемых в отношении

должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Этот состав преследует цель обеспечить нормальную деятельность

правоохрани­тельных и контролирующих органов в сфере борьбы с преступностью

и право­нарушениями.

Объективная сторона пр-я пред­полагает разглашение сведений о мерах

безопасности, когда это деяние соверше­но в целях воспрепятствования

служеб­ной деятельности должностного лица пра­воохранительного или

контролирующего органа. Факт разглашения таких сведе­ний (информация о

домашних адресах, телефонах и т. п.) нередко существенно затрудняет

деятельность правоохрани­тельных органов и по этой причине пред­ставляет

общественную опасность.

Разглашение налицо, если сведения со­общены постороннему лицу, в печати,

иным путем. Пр-е признается оконченным с момента разглашения све­дений.

Статья 320 УК предусм. ква­лифицированный состав: те же действия, влекущие

тяжкие последствия, — серь­езные затруднения в работе правоохра­нительного

органа, причинение значитель­ного ущерба служебной деятельности

по­терпевшего и т. п.

Пр-е предполагает прямой умы­сел и специальную цель — воспрепятство­вать

служебной деятельности потерпев­шего.

Статья 321 УК предусм. ответ-ть за дезорганизацию нормальной деятельности

учреждений, обеспечиваю­щих изоляцию от общества.

Объектом данного пр-я явля­ется порядок управления в сфере испол­нения уг-

го наказания. Дополнитель­

ным объектом выступает личность сотруд­ника места ЛС или содер­жания под

стражей либо личность осуж­денного.

Часть 1 предусм. ответ-ть: а) за угрозу применения насилия в отношении

сотрудника места ЛС или содержания под стражей либо б) за такую же угрозу в

отношении осуж­денного с целью воспрепятствовать его ис­правлению или из

мести за выполнение им общественных обязанностей. Это м.б. угроза

убийством, др. на­сильственными действиями.

Важен сам факт угрозы в адрес лица, действующего в пределах своих прав и

обязанностей. Явно незаконная деятель­ность потерпевшего исключает

возмож­ность квалификации содеянного по ст. 321 УК. Содеянное может

квалифицировать­ся по соответствующей статье о пр-х против жизни и

здоровья.

Квалифицированным видом является фактическое применение насилия, не

опас­ного для жизни и здоровья (ч. 2). Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2,

совершенные с применением насилия, опасного для жиз­ни и здоровья, либо

организованной груп­пой, квалифицируются по ч. 3 ст. 321.

С субъективной стороны пр-е совершается с прямым умыслом. Для на­личия

состава требуется установить спе­циальную цель — воспрепятствовать

ис­правлению осужденного либо мотив — месть за выполнение им общественных

обязанностей.

Статья 328 УК предусм. ответ-ть за уклонение от прохождения военной или

альтернативной службы. Обязанность такой службы возлагается на граждан ст.

59 К..

Объектом этого пр-я являют­ся интересы комплектования Вооружен-

ных Сил, общегосударственные интересы обороны страны.

Объективная сторона пр-я ре­ализуется в уклонении от прохождения военной и

альтернативной службы без уважительных причин. Уклонение выра­жается в

неявке призывника в установ­ленный срок на призывной пункт. Срок

определяется приказом военного комис­сара. Неявка признается уважительной,

если она вызвана болезнью призывника, подтвержденной медицинским

свидетель­ством, или препятствиями стихийного ха­рактера (наводнение,

стихийное бедствие и т.п.), удостоверенными местными орга­нами власти или

органом внутренних дел. Судебная практика относит к уважитель­ным причинам

также факт задержания призывника органами власти, смерть близ­кого

родственника.

Статья 59 К. дает гражд.у право на замену военной службы аль­тернативной

гражданской службой, если несение военной службы противоречит его

убеждениям или вероисповеданию.

Момент окончания пр-я свя­зан с неявкой на призывной пункт.

Субъект — гражд. РФ, достигший призывного возраста, подлежащий при­зыву на

действительную военную служ­бу в мирное время.

Субъективная сторона характеризует­ся прямым умыслом и целью уклонения от

военной службы.

Надругательство над Государствен­ным гербом, или Государственным фла­гом РФ

(ст. 329) предполагает неуважи­тельное отношение к государственной

сим­волике, олицетворяющей государственную власть, его суверенитет.

Надругательство реализуется в актив­ной форме поведения, свидетельствующей

о проявлении явного неуважения к Госу­

дарственному гербу или Государственно­му флагу, глумлению над ними.

Конкрет­но оно находит выражение в уничтоже­нии или повреждении, нанесении

цинич­ных или оскорбительных надписей, рисун­ков, заливании красящими и

иными аг­рессивно действующими веществами, сры­вании или использовании

государственных символов такими способами, кот. сви­детельствуют о явном

издевательстве над ценностями, ими олицетворяемыми.

Пр-е окончено с начала над­ругательства.

Субъективная сторона характеризует­ся только прямым умыслом.

Если надругательство совершено с целью призыва к насильственному изменению

конституционного строя, содеянное квали­фицируется по ст. 280.

При совершении надругательства из хулиганских побуждений содеянное

ква­лифицируется по совокупности ст. 329 и 213 УК.

Статья 330 УК предусм. ответ-ть за самоуправство. Им призна­ется

самовольное, вопреки установленно­му законом или иным нормативным пра­вовым

актом порядку, совершение к.-л. действий, правомерность которых

оспаривается организацией или гражд.ом, если такими действиями причинен

существенный вред.

Квалифицированным видом самоуправ­ства признается его совершение с

приме­нением насилия или с угрозой его приме­нения (ч. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты