содеянного следует применять специальные нормы, изложенные в ст. 194, 198
или 199 УК.
Совершение предусмотренного ст. 165 УК деяния лицом, использующим для
этого свои служебные полномочия, надлежит квалифицировать дополнительно по
ст. 201 или 285 УК.
Эта подгруппа пр-й (ст. 166 — 168 УК) посягает на собственность в
производственной или потребительской сфере, не затрагивая прямо сферу
распределения материальных благ
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без
цели хищения описывается в ч. 1 ст. 166 УК с помощью указанного в скобках
термина «угон». Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, такое деяние
отличается от хищения по умыслу, направленному не на обращение чужого
имущества в пользу виновного или др. лиц, а на противоправное временное
пользование этим имуществом без согласия собственника или иного
владельца'.
Пр-е в подобных ситуациях будет оконченным с момента противоправного
захвата транспортного средства и начала поездки на нем. Квалифицирующие
признаки (ч. 2 и 3 ст. 166) при завладе-нии транспортом (угоне) во многом
аналогичны таким же свойствам посягательств, связанных с хищением
(неоднократность, группа лиц по предварительному сговору, крупный ущерб и
др.).
При квалификации умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст.
167) следует учитывать необходимость применения специальных норм о сходных
деяниях в отношении путей сообщения или транспортных средств (ст. 267),
памятников истории и культуры (ст. 243) либо об ответственности за
диверсию (ст. 281).
Если при уничтожении имущества утрачиваются потребительские свойства и
экономическая ценность имущества, то при его повреждении это происходит
частично или на время, а само имущество восстановимо путем ремонта.
Надо иметь в виду, что умышленное уничтожение или повреждение имущества
признается пр-ем, если это повлекло причинение значительного ущерба. Если
собственник имущества — гражд., то такой ущерб устанавливается как и в
случаях хищения с причинением значительного ущерба. В случаях же
посягательства на имущество юридических лиц надо принимать во внимание
также финансовое положение соответствующих предприятий или организаций2.
Ответ-ть за неосторожное уничтожение или повреждение имущества (ст. 168)
наступает только в случаях: а) причинения крупного ущерба; б) небрежного
обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо в)
наступления тяжких последствий.
Если указанные действия совершены в отношении военного имущества (оружия,
боеприпасов или предметов военной техники), то его уничтожение или
повреждение квалифицируется — в зависимости от форм вины — по ст. 346 или
347 УК.
Пр-я в сфере экономической деятельности представляют часть раздела
экономических посягательств и не включают экологических пр-й. Они
объединяют деяния, посягающие на установленный государством порядок
функционирования хозяйствующих субъектов, который обеспечивает защиту
интересов потребителей, гос-ва (в основном материальных), а также
интересов самих хозяйствующих субъектов. Последние заинтересованы, чтобы
их коммерческая и иная хозяйственная деятельность осуществлялась свободно,
без принуждения, обмана в соответствии с принятыми в бизнесе правилами.
Все пр-я, совершаемые в сфере экономической деятельности, предусмотренные
новым УК РФ, можно условно разделить на четыре группы, исходя из того,
преимущественно на какие интересы они посягают.
К первой группе относятся пр-я, посягающие на экономическую безопасность,
на экономические и иные ин-
тересы общества и гос-ва. Это — легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174);
приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.
175); злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186),
поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.
187);
контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт технологий, научно-технической
информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и
военной техники (ст. 189); невозвращение на территорию РФ предметов
художественного, исторического и археологического достояния народов
Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190); незаконный оборот
драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);
нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных
камней (ст. 192); невозвращение из-за границы средств в иностранной
валюте (ст. 193);
уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194); уклонение гражд. от
уплаты налога (ст. 198); уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.
199).
Вторую группу составляют пр-я, посягающие на интересы предпринимательства
и иной экономической деятельности: воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности (ст. 169);
незаконное получение кредита (ст. 176);
злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);
монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178);
принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или
банковскую тайну (ст. 183).
Третью группу пр-й в сфере экономической деятельности образуют деяния,
посягающие на интересы потребителей: это заведомо ложная реклама (ст.
182); обман потребителей (ст. 200).
И, наконец, в четвертую группу входят так называемые смешанные пр-я, т. е.
деяния, официально затрагивающие интересы как гос-ва (общества), так и
хозяйствующих субъектов, и потребителей. К ним можно отнести составы
регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170); незаконного
предпринимательства (ст. 171); незаконной банковской деятельности (ст.
172); лжепредпринимательства (ст. 173); незаконное использование
товарного знака (ст. 180); нарушение правил изготовления и использо-вания-
государственных пробирных клейм (ст. 181); подкуп участников и
организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных
коммерческих конкурсов (ст. 184); неправомерные действия при банкротстве
(ст. 195); преднамеренное банкротство (ст. 196); фиктивное банкротство
(ст.197).
В период существования организованной преступности, деятельность которой
направлена на получение незаконных доходов, лидеры преступн.
организованных сообществ во всем мире по мере накопления незаконных
доходов пытаются их легализовать, т. е. вложить их в законную
предпринимательскую деятельность, в некоммерческие дела, в недвижимость и
т. д. Легализация (отмывание) денежных средств или имущества,
приобретенных незаконным путем (ст. 174), ве-
дет к криминализации не только экономики, но и всей общественной жизни
того или иного гос-ва.
Анализируемое пр-е выражается в совершении финансовых операций и др.
сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо
незаконным путем, а также в использовании таких денежных средств или
имущества для занятия предпринимательской или иной экономической
деятельностью.
Незаконным следует считать любое приобретение материальных благ в обход или
с нарушением законов, кот. образуют пр-е или иные правонарушения. При
этом имеет уголовно-пра-вовое значение только явное осознание лицом, что
отмываемые средства приобретены противоправным путем.
Субъектом данного пр-я м.б. практически любые лица, достигшие 16 лет.
Достаточно, чтобы они были вменяемы и совершали «отмывание» с прямым
умыслом.
Усиление ответственности виновного связано с неоднократностью данного
деяния, с использованием им своего служебного положения, с совершением пр-
я по предварительному сговору группой лиц (ч. 2), организованной группой
или в крупном размере (ч. 3).
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или
жемчуга (ст. 191) посягает на финансовую систему РФ и нарушает монополию
гос-ва на некот. валютные операции.
является едметом этого вступления?
Предметом данного состава пр-я является только то, что принято называть
«твердой» валютой: драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы
платиновой группы) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и др.
бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни
(алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты) в сыром и обработанном
виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и др. бытовых изделий из
камней и лома этих изделий1.
Согласно ч. 7 ст. 1 РФ Закона «О валютном регулировании и валютном
контроле» незаконными сделками с валютными ценностями являются: а)
операции, связанные с переходом права собственности и-иных прав на
валютные ценности; б) вывоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из
РФ валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов.
Под операциями, связанными с переходом права собственности и иных прав на
валютные ценности, понимается широкий круг гражданско-правовых сделок:
купля, продажа, обмен. Наиболее типичными из них являются купля и продажа
валютных ценностей. Согласно ст. 4 упомянутого закона частные лица имеют
право продавать и покупать валюту на внутреннем рынке РФ, но только через
уполномоченные на то банковские учреждения.
Порядок ввоза и пересылки валютных ценностей в РФ, вывоза и пересылки их из
РФ, наличное перемещение валютных ценностей через Государственную границу
РФ устанавливает Центральный банк России совместно с Государственным та-
меженным комитетом РФ. Таможенный кодекс РФ относит к незаконным сделкам с
валютными ценностями незаконное оставление валютных ценностей за
пределами РФ; совершение платежей в иностранной валюте по фиктивным
внешнеэкономическим сделкам и т.д. (ст. 221 ТК РФ).
Данное пр-е считается оконченным с момента совершения незаконной сделки с
валютными ценностями одним из вышеперечисл. способов.
С объективной стороны, помимо совершения незаконных сделок, незаконный
оборот может выражаться также в незаконном хранении, перевозке или
пересылке указанных предметов.
Квалифицирующими признаками пр-я, предусмотренного ст. 191, являются
незаконный оборот валютных ценностей, совершенный: а) лицом, ранее
судимым за такое же пр-е; б) в крупном размере; в) организованной группой
(ч. 2).
Крупный размер налицо, если стоимость предметов незаконного оборота
превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
С субъективной стороны это пр-е характеризуется прямым умыслом. Лицо
сознает, что совершает незаконные сделки с валютными ценностями, и желает
этого.
Субъектом данного пр-я м.б. граждане РФ, иностранные граждане и лица без
гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.
Опасность уклонения гражд. от уплаты, налога (ст. 198) определяется тем,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19