Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с

заняти­ем соответствующей должности, но и по специальному полномочию

(напр., на­родный или присяжный заседатель).

Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в

руководстве работой др. лиц. Поэто­му их осуществляет всякое лицо, имею­щее

подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного

харак­тера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных:

ведом­ственный ревизор, нотариус, аудитор и др.

К лицам, осуществляющим данные фун­кции, следует, по-видимому, относить

так­же служащих, кот. не наделены пра­вом непосредственного принятия

решений управленческого характера, но выполня­ют служебные обязанности по

подготовке проектов таких решений (помощник, со­ветник, консультант,

секретарь).

Вопрос об осуществлении организаци­онно-распорядительных функций

препо­давателями является дискуссионным. Пле­нум Верховного Суда СССР

признал осу­ществление таких функций преподавате­лем только при исполнении

им обязанно­стей члена квалификационной или экза­менационной комиссии (п. 4

постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является

преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная прак­тика нередко

относит к организационно-распорядительной деятельности препода­вателя

выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая

оцен­ка с неизбежностью предрешает содержа­ние последующих решений

руководите­лей учебного заведения о переводе на сле­дующий курс, выплате

стипендии,отчис­лении из учебного заведения.

Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности

де­тей во время занятий, игр, экскурсий, по­ходов и т. п. также носит

организационно-распорядительный характер.

,г § 5. Признаки некоторых пр-й против

-[.государственной власти, интересов государственной службы ^: и

службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностными полно­ мочиями (ст. 285).

Объективная сторона этого преступле­ ния складывается из использования

долж­ ностным лицом своих служебных полно­ мочий вопреки интересам

службы, наступ­ ления последствий в виде существенного нарушения прав и

законных интересов граждан или организаций либо охраняе­ мых законом

интересов общества или го­ сударства и причинной связи между ис­

пользованием служебных полномочий и преступными последствиями.

Представляется, что объективная сто­рона данного состава пр-я ана­логична

объективной стороне состава зло­употребления полномочиями (ч. 1 ст. 201).

Вряд ли есть основания вкладывать раз­личный смысл в формулировки «вопреки

интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой

организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий.

Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр.,

полномочия следователя установле­ны Уголовно-процессуальным кодексом), либо

иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения.

В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных

действий не своих служебных полномо­чий, а возможностей, вытекающих из

ав­торитета занимаемой им должности и слу­жебных связей с др. должностными

и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав

данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностны­ми полномочиями

предполагает умышлен­ную форму вины (прямой или косвенный умысел) и

специальный мотив — корыст­ную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить

матери­альную выгоду или избавиться от мате­риальных затрат. Иная личная

заинтере­сованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера:

карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п.

(п. 17 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.).

Корыстное злоупотребление отличает­ся от хищения тем, что материальная

выгода извлекается виновным в злоупо­треблении без незаконного и

безвозмезд­ного обращения чужого имущества в свою собственность или в

собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению

полномочиями (ст. 201).

В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком

злоупотребления должностными полномо­чиями и квалифицирующим признаком др.

пр-й данной главы, а так­же др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не

всякой го­сударственной должности, а только такой, какая установлена для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат,

министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государ­ственной

службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого

характера к категории «А». Занятие го­сударственной должности категории

«Б», т. е. должности, учрежденной для непосред­ственного обеспечения

исполнения полно­мочий лиц, замещающих должности ка­тегории «А» (напр.,

помощник минист­

ра), не является упомянутым квалифици­рующим признаком, как и занятие

госу­дарственной должности более низкой ка­тегории «В».

Признаки тяжких последствий в ква­лифицированных составах злоупотребле­ния

должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных

пол­номочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких

последст­вий в квалифицированном составе зло­употребления полномочиями (ст.

201), о которых было сказано выше.

Превышение должностных полномочий (ст. 286)

Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что

злоупотреб­ление должностными полномочиями пред­полагает незаконное

использование долж­ностным лицом своих прав и полномочий без очевидного

выхода за установл. их границы, а при превышении должност­ных полномочий

лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции.

В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий

возможно либо путем совершения дейст­вий, не дозволенных никаким лицам или

органам, либо путем совершения дейст­вий, входящих в компетенцию: а)

другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот.

отсутствуют;

в) коллегиального органа.

Насилие как признак квалифицирован­ного состава превышения должностных

полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на

потерпевше­го: в нанесении ему побоев или причине­нии физической боли иным

способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или

причинении ему смерти.

Умышленное причинение при превыше­нии должностных полномочий легкого вре­да

здоровью, побои, истязания, неосторож­ное причинение смерти или вреда

здо­ровью любой тяжести охватываются по­нятием насилия и не требуют

дополни­тельной квалификации.

В случае умышленного причинения а) смер­ти или б) тяжкого вреда здоровью

при превышении содеянное должно квалифи­цироваться по совокупности пр-й (п.

13 упомянутого постановления Плену­ма).

Представляется, что дополнительная ква­лификация необходима и в случаях

умыш­ленного причинения вреда здоровью сред­ней тяжести. Хотя закон

предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение

должностных полно­мочий с применением насилия, отказ от квалификации по

совокупности предоста­вил бы виновному неоправданные льготы:

в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, та­кие пр-я

не считались бы неодно­кратными (п. «ж» ч. 2 ст. 112).

Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в

причи­нении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке

причи­нить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах).

Демонстра­ция оружия или специальных средств не является их применением, но

м.б. расценена как угроза применения наси­лия (п. «а» ч. 3 ст. 286).

Должностная халатность (ст. 293)

Деяние при халатности заключается в неисполнении или ненадлежащем

исполне­нии виновным своих обязанностей вслед­ствие недобросовестного или

небрежного к ним отношения. Это значит, во-первых, что халатность

совершается либо путем

бездействия, либо путем ненадлежащего действия. При бездействии виновный

во­обще не исполняет определенные лежа­щие на нем должностные обязанности,

а при ненадлежащем действии исполняет их лишь частично. Это значит, во-

вторых, что причинами неисполнения и ненадлежаще­го исполнения обязанностей

являются не какие-то непреодолимые объективные об­стоятельства, а

собственное недобросове­стное или небрежное отношение к служ­бе виновного,

не использовавшего реаль­ную возможность выполнить свои обязан­ности

надлежащим образом.

Основное отличие халатности от зло­употребления должностными полномочи­ями

и от превышения должностных пол­номочий по субъективной стороне состава

заключается в форме вины. Халатность относится к числу неосторожных пр-й,

тогда как оба др. пр-я являются умышленными.

В диспозиции ч. 1 ст. 293, к сожале­нию, прямо не сказано, что описанные

здесь преступные последствия причиня­ются по неосторожности. Однако в ней

предусмотрено, что эти последствия на­ступают в результате

недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе, что

характерно для неосторож­ной вины. Признаки халатности, преду­смотренной

ст. 293, аналогичны призна­кам халатности, которая предусматрива­лась ст.

172 УК РСФСР 1960 г. и всегда понималась в теории и на практике как

неосторожное пр-е.

Служебный подлог (ст. 292)

С объективной стороны служебный под­лог заключается в действии, посредством

которого в официальный документ вносят­ся заведомо ложные сведения либо в

та­кой документ осуществляется «внесение исправлений, искажающих их

действи­тельное содержание», что следует пони-

мать как внесение изменений, искажаю­щих действительное содержание

докумен­та.

Предметом служебного подлога явля­ется официальный документ. Документ — это

письменный акт, предназначенный удо­стоверять факты, имеющие юридическое

значение. Официальным является документ, должным образом оформленный

(штамп, печать, дата, номер, подпись или несколько подписей). Использование

официального документа порождает определенные юри­дические последствия.

Ответ-ть по ст. 292 УК может наступить только в тех случаях, когда под­лог

действительно является служебным, т. е. совершается с использованием

слу­жебных полномочий виновного как долж­ностного лица или как иного

государст­венного служащего или служащего орга­на местного самоуправления.

Состав служебного подлога является формальным: пр-е окончено с момента

совершения любого из двух на­званных выше действий. Если подлог

со­вершается путем изготовления официаль­ного документа, содержащего ложные

све­дения, то пр-е окончено, когда такой документ подписан и имеет все

рек­визиты (штамп, печать и т. п.), без кото­рых он не м.б. использован.

Под­лог путем внесения изменений в подлин­ный документ окончен, когда такие

изме­нения внесены. В обоих случаях не тре­буется доказывать наступление к.-

л. последствий. Однако малозначитель­ные случаи служебного подлога в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты