'изменение конституционного строя,и желает этого.
Субъектом м.б. гражд. РФ, иностранный гражд., лицо без гражданства,
достигшее 16 лет.
Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.
280)
Достоинство редакции ст. 280 заключается в том, что она предусм.
уголовную ответ-ть не за политические взгляды людей, а за конкретные
общественно опасные действия, запрещенные уголовным законом.
Объект пр-я — конституционный строй РФ.
Объективная сторона состоит в публичных призывах к насильственному
захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному
изменению конституционного строя РФ. Более опасную форму совершения пр-я
образуют те же действия, совершенные с
использованием средств массовой информации (ч. 2).
Призывы реализуются в подстрекательских действиях, направленных на
достижение указанной цели. Форма подстрекательства — устная или иная —
для квалификации значения не имеет.
Обязательный признак состава — публичность, которая предполагает открытое
совершение действий в присутствии третьих лиц либо расчет на их
ознакомление с призывами впоследствии (плакаты на стенах, листовки,
магнитные записи и др.).
Квалифицированным видом состава являются те же деяния, совершенные с
использованием средств массовой информации (ч. 2). К средствам массовой
информации относятся печать, радио, телевидение и др.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что
осуществляет публичные призывы, и желает этого.
Субъект пр-я — лицо, достигшее 16 лет.
Диверсия (ст. 281)
Уг. ответ-ть за диверсию предусмотрена ст. 281 УК.
Объектом пр-я являются экономическая безопасность и обороноспособность
гос-ва.
Объективная сторона анализируемого пр-я реализуется в совершении взрыва,
поджога, иных действий, направленных на разрушение или повреждение
предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов
жизнеобеспечения населения. Все эти действия учиняются в целях подрыва
экономической безопасности и обороноспособности РФ.
Взрывы, поджоги и иные действия — это всегда действия, направленные на
уничтожение предприятий и др. объектов, перечисл. законом.
Под разрушением понимается приведение перечисл. в законе предметов
посягательства в полную негодность.
Повреждение в отличие от разрушения предполагает, что предмет частично
выведен из строя, но сохраняется возможность его восстановления.
Момент окончания пр-я связан с фактическим разрушением или повреждением
предприятий, сооружений, путей и средств сообщения и др.
С субъективной стороны диверсия м.б. совершена только с прямым умыслом,
причем во всех случаях виновный должен преследовать цель ослабить
экономическую безопасность и обороноспособность гос-ва. Если указанная
цель отсутствует, содеянное следует квалифицировать по иным статьям УК
(ст. 167 УК и др.).
Субъектом диверсии является лицо, достигшее 16 лет.
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282)
Данное пр-е направлено против национального и религиозного равноправия
граждан, безопасности личности и гос-ва.
Объективная сторона пр-я связана с нарушением равноправия граждан в одной
из трех форм: возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
унижение национального достоинства; пропаганда исключительности,
превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к
религии, национальной или расовой принадлежности.
Закон ныне связывает преступность перечисл. действий с фактом их публич-
ного совершения или с использованием средств массовой информации.
Квалифицированными признаками является совершение перечисл. действий с
применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием
своего служебного положения, организованной группой (ч.2).
Субъективная сторона пр-я предполагает прямой умысел.
Субъект — лицо, достигшее 16 лет.
Разглашение государственной тайны (ст. 283)
Пр-е посягает на обороноспособность и безопасность гос-ва.
Объективная сторона пр-я заключается в разглашении таких сведений лицом,
которое имеет допуск к государственной тайне и которому она была доверена
или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков
государственной измены.
Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, понимается
несанкционированная передача таких сведений др. лицам в любой форме
(устно, в печати, в научном докладе, посредством ознакомления с
документами и т. п.).
Пр-е окончено с момента, когда посторонние лица получили информацию,
содержащую государственную тайну.
С субъективной стороны пр-е м.б. совершено как умышленно, так и по
неосторожности.
Субъект — только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
Квалифицированный вид состава связан с совершением действий, кот.
повлекли тяжкие последствия (ч. 2). Таковыми м.б. завладение
государственной тайной разведкой др. государств, крупные материальные
потери и т. п.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)
Объектом пр-я являются интересы обороны и государственной безопасности.
Объективная сторона пр-я предполагает нарушение правил обращения с
документами, содержащими государственную тайну, а равно с предметами,
сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло их
утрату и наступление тяжких последствий. Особенность объективной стороны
состава заключается в том, что закон в качестве преступн. последствий
предусмотрел не только утрату документов и иных предметов, но и наступление
в результате этого тяжких последствий. Это предполагает установление
причинной связи между наступившими тяжкими последствиями, утратой
документов и предметов и нарушением правил обращения с ними.
Документом, содержащим государственную тайну, признается любой
материальный носитель информации, а не только письменные записи.
Носителями информации м.б. магнитная запись, фотокопии, схемы, расчеты и
т. д.
Предметами, сведения о которых относятся к государственной тайне, м.б.
образцы техники, приборы, детали, вооружение и т. д.
Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица,
который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или
предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода документа или
предмета из-под контроля лица.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Субъектом
является лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
Пр-я той и другой групп направлены против интересов службы, совершаются в
связи со служебными полномочиями и обязанностями субъектов.
Предшественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК
РСФСР 1960 г.
Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е.
соответствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы,
деятельность государственного и муниципального аппарата управления, тогда
как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая
деятельность лиц, наделенных определенными служебными полномочиями в
коммерческих и иных организациях.
Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки
(ст. 291), м.б. только государственные служащие или служащие органа
местного самоуправления либо государственных или муниципальных
учреждений. При этом субъектами подавляющего большинства этих пр-й м.б.
только должностные лица.
Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния,
предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являются лицами, состоящими на службе в
коммерческих или иных организациях и наделенными служебными полномочиями
управленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный
признак:
они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными
служащими, служащими органов местного самоуправления и служащими
государственных или муниципальных учреждений.
Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и обществ, производственных
кооперативов,государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.
50 ГК РФ). Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме
унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные
предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не
имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не
распределяют полученную прибыль между участниками и могут создаваться в
форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, предусмотренных
законом (ст. 50 ГК РФ).
Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской
Федерации, др. войсках и воинских формированиях Российской Федерации
(примечание 1 к ст. 285 УК).
В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признается организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и
иных функций некоммерческого характера и
финансируемая им полностью или частично. В данном случае примечание 1 к
ст. 285 УК имеет в виду только такие организации, кот.: а) созданы
государством или органом местного самоуправления; б) полностью или
частично ими финансируются; в) осуществляют функции некоммерческого
характера (образование, здравоохранение, культура и т. п.).
К представителям власти относятся представители всех трех властей:
законодательной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители
власти отличаются наличием у них права в пределах своей компетенции
предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для
исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (см.
примечание к ст. 318 УК).
Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов
Российской Федерации и ее субъектов, судебную — судьи всех судов.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации,
администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а
также наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры,
органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой службы,
таможенной службы и ряда др. государственных органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19