Таможенные органы как органы дознания

орган дознания должен сообщить начальнику следственного отдела

(следователю) о начатом производстве по делу. Иначе следователь будет лишен

возможности реализовать свое право в любой момент, не дожидаясь выполнения

органом дознания неотложных следственных действий, принять дело к своему

производству (часть 4, статья 114 УПК Украины).

Непосредственное участие следователя Службы безопасности Украины в

производстве хотя бы одного неотложного следственного действия после

возбуждения уголовного дела органом дознания означает принятие следователем

этого дела к своему производству. Факт участия следователя в производстве

неотложного следственного действия указывается в постановлении органа

дознания о передаче уголовного дела по подследственности (пункт 5.8 Приказа

ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

Учеными понятия «поручение» и «указание» следователя трактуются не

совсем одинаково. Большинство признает, что поручение касается перечня

следственных действий, а указание определяет порядок и условия реализации

поручения, тем не менее нельзя утверждать, что используемые в юридической

литературе понятия приведены к одному знаменателю[109].

Под поручениями и указаниями понимаются письменные задания органам

дознания, в которых перечисляются следственные действия, подлежащие

выполнению, их объем, содержание, срок и субъекты исполнения, а при

необходимости и средства их осуществления.

Поручения, как правило, даются следователем письменно, указания могут

быть как письменными, так и устными, в зависимости от конкретной

практической ситуации и их содержания.

Из практики известно, что в большинстве случаев заявления и сообщения

о совершенных или подготовляемых преступлениях поступают в органы дознания.

Эти органы наиболее мобильны и могут незамедлительно отреагировать на

поступившую информацию о преступлении. Закон обязует орган дознания

принимать также заявления и сообщения, проводить по ним проверку, и при

наличии признаков преступления возбуждать уголовные дела, в том числе о

преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, и

производить неотложные следственные действия.

По согласованию с органом дознания по материалам данной проверки,

следователь Службы безопасности Украины вправе возбудить уголовное дело о

контрабанде лично (пункт 5.10 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

Выбор момента принятия дела к своему производству следователем может

быть продиктован его обоснованным мнением о том, что отдельные следственные

действия он может произвести более квалифицированно либо другими

соображениями тактического характера. Учитывая возможную сложность, объем

производства неотложных следственных действий органом дознания, следователь

может, не ожидая окончания 10 дневного срока, приступить к расследованию,

что позволит ему активизировать взаимодействие с органом дознания путем

дачи последнему поручений и указаний о производстве следственных действий и

требования от него содействия при выполнении отдельных следственных

действий.

Процессуальные формы взаимодействия органа дознания и следователя в

отличии от организационных, предусмотрены уголовно-процессуальным законом и

характеризуются наличием уголовно-процессуальных отношений между этими

органами.

Непроцессуальные (организационные) формы взаимодействия уголовно-

процессуальным законом не предусмотрены. Поэтому они не носят

процессуального характера и складываются по разному. К ним можно отнести:

- совместный анализ и обсуждение сведений, содержащихся в заявлениях

(сообщениях) о подготовляемых или совершенных преступлениях;

- оценку результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий,

направленных на обнаружение признаков преступлений и лиц, их совершивших,

в целях решений вопроса о достаточности материалов для возбуждения

уголовного дела;

- совместную согласованную деятельность в составе следственной группы при

производстве следственных действий;

- составление общих скоординированных планов следственных и оперативно-

розыскных действий;

- взаимный обмен информацией в процессе расследования преступлений.

В практике встречаются и другие непроцессуальные формы. Характер,

содержание и объем организационных форм взаимодействия зависят от условий,

сложности расследуемого преступления и времени на их исполнение в каждой

конкретной следственной ситуации.

Взаимодействие между органом дознания и следователем немыслимо без

совместного и систематического планирования по делу, находящемуся в

производстве следователя. План определяет объем, содержание, сроки и

участников расследования, а также взаимоотношения между органом дознания и

следователем, которые должны быть скоординированы и найти отражение в

совместном плане. При составлении плана нужно учитывать ряд требований,

предъявляемых к нему: конкретность, обоснованность, системность, полноту,

реальность, своевременность и динамичность. Контролирует выполнение плана

следователь. Он же вправе требовать устранения допущенных органом дознания

недостатков от его непосредственного руководителя[110].

В случае выявления при осуществлении таможенного контроля признаков

преступления, не относящихся к контрабанде, начальник таможенного отдела

сообщает имеющиеся у него данные органам предварительного следствия. В свою

очередь правоохранительные органы Украины сообщают таможенным органам

Украины имеющиеся факты правонарушений, связанных с нарушениями таможенных

правил или контрабандой (статья 17 ТК Украины).

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности определена в статье

3 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.93 г., в

которой сказано, что правовую основу ОРД составляют Конституция Украины,

настоящий закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Украины, законы

Украины о Прокуратуре, Милиции, Службе безопасности Украины, Пограничных

Войсках, другие законодательные и международно-правовые соглашения и

договоры, участником которых является Украины.

При расследовании дел о контрабанде различные оперативно-розыскные

мероприятия проводятся с использованием оперативных сил и средств органов

СБУ, МВД и Госкомграницы Украины. Оперативные силы и средства играют при

расследовании контрабанды вспомогательную роль. Их основное назначение –

способствовать полному, всестороннему и объективному расследованию дела.

Однако вспомогательная роль оперативных сил и средств не снижает их важного

значения при расследовании этого вида преступлений.

Использование оперативных сил и средств при расследовании дел о

контрабанде:

1) значительно расширяет возможности получения информации относительно

совершенного преступления и причастных к нему лиц, что позволяет более

правильно определить направление и задачи расследования по делу;

2) дает дополнительные основания для выдвижения следственных версий и

расширяет возможности их проверки, особенно при расследовании дел,

возбужденных в связи с задержанием подозреваемого с поличным, когда в

распоряжении дознавателя имеются ограниченные исходные данные;

3) способствуют выявлению источников и путей получения судебных

доказательств, помогает определить, какие факты имеют доказательственное

значение, установить лиц, которым известны обстоятельства совершения

преступления и личность преступника, обнаружить место хранения

контрабанды, нажитых преступным путем ценностей и других вещественных

доказательств;

4) повышает эффективность следственных действий, позволяя выбирать наиболее

подходящий момент для их осуществления, четко определить круг

обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе того или иного

следственного действия, а также избрать наиболее правильную тактику их

производства;

5) помогает быстрее обнаружить скрывавшихся преступников в целях

привлечения их к следствию и суду;

6) способствует изучению личности подозреваемого, позволяет в необходимых

случаях держать под контролем его действия и поведение, своевременно

вскрывать и пресекать возможные с его стороны провокации, попытки к

побегу и совершения других подобных действий;

7) способствует успешному решению профилактических и других задач[111].

К наиболее важным элементам, из которых складывается взаимодействие,

относятся следующие :

а) анализ материалов уголовного дела и определение конкретных задач,

которые следует решить при осуществлении взаимодействия дознавателя с

оперативно-розыскными органами;

б) определение служб и подразделений оперативно-розыскных органов, с

которыми будет осуществляться взаимодействие;

в) согласование и координация содержания совместно проводимых действий

и мероприятий и целенаправленное их проведение[112].

В процессе взаимодействия дознаватель и оперативно-розыскной орган

действуют в точном и строгом соответствии с общим планом совместных

действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции[113].

Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:

1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или производства

неотложных следственных действий;

2) для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами

в уголовном деле;

3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, розыска

преступников;

4) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять

оперативно-розыскные действия и других правоохранительных органов;

5) для информирования государственных органов в соответствии с их

компетенцией (статья 10 Закона Украины "Об оперативно-розыскной

деятельности" от 18.02.93 г.)

Государственные органы, в том числе и таможенные органы, обязаны

содействовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД (статья 11

Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Задачи оперативно-розыскной деятельности – это поиск и фиксация

фактических данных о противоправной деятельности лиц и групп с целью

пресечения правонарушений и в интересах судопроизводства, а также получение

информации в интересах общества и государства (статья 1 Закона Украины "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты