удостоверяться в чем, узнавать подробно и верно"[8].
Основным органом дознания в дореволюционной России являлась полиция,
на которую возлагалось обнаружение противозаконных деяний и лиц, виновных в
их совершении. Эта обязанность осуществлялась путем дознания – т.е.
негласного разведывания. Именно розыск являлся основной функцией дознания.
Особый порядок производства расследований устанавливался в случаях
нарушения уставов казенного управления (таможенного, лесного и других).
Дознание в этих случаях проводилось должностным лицом соответствующего
ведомства и оформлялось протоколом, в который вносились данные, позволяющие
разрешить вопрос о том, необходимо или нет возбуждение уголовного дела[9].
После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством –
Советом народных комиссаров – СНК были приняты решительные меры для
пресечения контрабанды. Так, в частности, был издан Декрет СНК от 03.01.21
г. "О реквизициях и конфискациях". Таможенное учреждение было вправе
конфисковывать "товары, признаваемые контрабандными". Наряду с этим, Декрет
допускал возможность совершения таможенными службами оперативных и
следственных действий. Для обнаружения контрабандных товаров, тайно
ввезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу за границу,
таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной полосы,
производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в
сокрытии контрабанды. Вне пределов пограничной полосы таможенные служащие
могли осуществлять эти действия с участием уголовной или общей милиции.
Задержанные в процессе обысков, выемок товары доставлялись в таможню, где
им делали досмотр и опись с последующей (при необходимости) конфискацией.
Порядок реквизиций и конфискаций устанавливался Декретом СНК от 17.10.21
г[10].
Также необходимо упомянуть об учреждении Центральной комиссии по
борьбе с контрабандой при Всероссийской чрезвычайной Комиссии – ВЧК -
согласно Декрета СНК от 08.12.21 г. Комиссии по борьбе с контрабандой
создавались при местных особых отделах ВЧК с участием представителей
военного ведомства и таможенного контроля[11].
Принятый в 1922 г. Уголовно-процессуальный закон четко определил
задачи дознания и число органов дознания, а также круг следственных
действий, которые могли проводить органы дознания. К числу органов дознания
были отнесены: органы милиции и уголовного розыска, органы Главного
политического управления, органы инспекций (податной, продовольственной,
санитарной, технической, торговой, труда), которые могли проводить дознание
по делам, отнесенным к их ведению[12].
Таким образом, уголовно-процессуальные действия по борьбе с
контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты и в полном
объеме (как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия)
были переданы органам государственной безопасности.
Многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее
часто обнаруживаются факты контрабандного ввоза и вывоза предметов в
процессе осуществления таможенного контроля. Вместе с тем невозможность до
недавнего времени своевременного проведения неотложных следственных
действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение
лиц, совершающих контрабанду. Для устранения отмеченных недостатков
законодатель еще в Таможенном кодексе СССР 1991 года придал таможенным
органам государства функцию производства дознания по уголовным делам о
контрабанде[13].
В соответствии с пунктом 3, статьи 6 Закона Украины "О таможенном деле
в Украине" от 25.06.91 г. к компетенции таможенных органов Украины была
отнесена функция борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
12.12.91 г. Верховным Советом Украины был принят Таможенный кодекс
Украины, который введен в действие с 01.01.92 года. В соответствии со
статьей 102 ТК Украины таможенные органы Украины являются органами дознания
по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде ведется таможенными
органами Украины в соответствии с законодательством Украины.
Процесс становления и развития таможенного дела в Российской империи,
в дальнейшем в СССР носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом
за этот период был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и
использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать
современное таможенное законодательство Украины. Статус таможенной службы,
как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная
структура не оставались неизменными, они видоизменялись, приспосабливались
в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и
потребностями государства.
2. ПОНЯТИЕ КОНТРАБАНДЫ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Украины – УК Украины
контрабандой признается перемещение товаров, валюты, ценностей и иных
предметов через таможенную границу Украины, с сокрытием от таможенного
контроля или помимо таможенного контроля, совершенное в крупных размерах
либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое
же незаконное перемещение исторических и культурных ценностей,
сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов
(кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему).
Совершение этого преступления наказывается лишением свободы на срок от 3 до
10 лет с конфискацией имущества.
В соответствии со статьей 701 УК Украины (Закон Украины "Об обращении
в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров" от 15.02.95 г.) предусматривается уголовная ответственность за
контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров,
т.е. за их перемещение через таможенную границу Украины, с сокрытием или
помимо таможенного контроля, что наказывается лишением свободы на срок от 3
до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору
группой лиц, а равно если предметом этих действий были особо опасные
наркотические средства или психотропные вещества в крупных размерах, -
наказывается лишением свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ или
прекурсоров, совершенная особоопасным рецидивистом либо организованной
группой, а равно если предметом контрабанды были наркотические средства или
психотропные вещества в особо крупных размерах, наказывается лишением
свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Контрабанда относится к преступлениям против государства. В
соответствии с частью 2 статьи 71 УК Украины контрабанда является тяжким
преступлением - т.е. представляющим повышенную общественную опасность.
Непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок
перемещения материальных ценностей, а также отдельных предметов и веществ,
изъятых из свободного оборота, через таможенную границу Украины[14].
В зависимости от предмета контрабанды, дополнительными объектами
контрабанды могут быть:
1. общественная безопасность (если предмет контрабанды – оружие,
боеприпасы, взрывчатые вещества);
2. здоровье населения (если предмет контрабанды – наркотические средства,
ядовитые сильнодействующие, радиоактивные, психотропные вещества);
3. политические интересы (если предмет контрабанды – литература, вредная в
идеологическом плане)[15].
Не всякое перемещение предметов через таможенную границу Украины
признается контрабандой, что следует из анализа содержания статьи 70 УК
Украины и статей 115, 116 ТК Украины. Для состава преступления контрабанды
обязательным признаком является перемещение предметов контрабанды,
совершенное в крупных размерах или группой лиц, организовавшихся для
занятия контрабандой.
Примечание: Под крупным размером следует понимать контрабанду, если
общая стоимость ее предметов составляет 200 и более установленных
минимальных размеров заработной платы (статья 70 УК Украины).
Под группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, следует
понимать 2 и более лиц, специально объединившихся с целью с целью
совместного и неоднократного перемещения через таможенную границу товаров.
Для наличия этого признака необходимо, чтобы имела место определенная
устойчивость группы и чтобы ее участники действовали как соисполнители
преступления. Поэтому лица, лишь способствовавшие совершению контрабанды,
должны нести уголовную ответственность за соучастие в данном
преступлении[16].
В случаях, когда этих признаков нет, наступает административная
ответственность в соответствии со статьями 115, 116 ТК Украины,
предусматривающими перемещение предметов через таможенную границу Украины,
с сокрытием от таможенного контроля, помимо таможенного контроля. Указанные
признаки (крупные размеры или группа) не относятся к случаям контрабанды
ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных, психотропных, взрывчатых
веществ, исторических и культурных ценностей, наркотических средств и
прекурсоров, оружия и боеприпасов. Для признания таких случаев контрабандой
достаточно самого факта незаконного перемещения этих предметов через
таможенную границу Украины.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ТК Украины под "перемещением
через таможенную границу Украины" понимают ввоз на таможенную территорию
Украины, вывоз с этой территории или транзит через территорию Украины
товаров или предметов любым способом.
Территория Украины, над которой Украина обладает исключительной
юрисдикцией в отношении таможенного дела, составляет единую таможенную
территорию. Пределы таможенной территории являются таможенной границей
Украины (статьи 3, 4 ТК Украины)
Незаконным признается такое перемещение товаров либо иных ценностей
через таможенную границу, которое осуществлялось помимо таможенного
контроля, с сокрытием от таможенного контроля, без соответствующего
разрешения[17].
Контрабанда считается законченным преступлением с момента
фактического незаконного перемещения через таможенную границу, при наличии
хотя бы одного из признаков, указанных в ст. 70 УК Украины. К уголовной
ответственности по этим статьям привлекаются также лица, которые занимались
приготовлением к совершению преступления (приискание или приспособление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19