обязаны выполнять запросы уполномоченных государственных органов о
проведении оперативно-розыскных действий; осуществлять взаимодействие между
собой и другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного
раскрытия преступлений и изобличения виновных (статья 7 Закона Украины "Об
оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Определенные формы взаимодействия предусмотрены и Законом Украины «Об
организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от
30.06.93 г.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об организационно-правовых
основах борьбы с организованной преступностью» непосредственно на
таможенные органы возлагаются обязанности:
а) оказывать необходимую помощь при проведение оперативно-розыскных
мероприятий в зоне таможенного контроля;
б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной
преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан,
связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу;
в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной
преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и
психотропных веществ и средств, а также оружия и других предметов,
используемых организованными преступными группами с целью контрабанды.
9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
В соответствии с п.3 статьи 121 Конституции Украины от 28.06.96 г. на
органы прокуратуры возлагается надзор за соблюдением законов органами,
проводящими дознание.
В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О прокуратуре» от
05.11.91 г. надзор за законностью в деятельности таможенных органов, как
органов дознания, должен своей задачей содействовать:
- раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности,
прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;
- выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за
совершенное преступление;
- предотвращение незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;
- охране прав и законных интересов граждан;
- осуществлению мероприятий по пресечению, предотвращению преступлений,
устранению причин и условий, которые содействуют их совершению.
Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы дознания:
- соблюдали предусмотренные действующим законодательством порядок
возбуждения уголовных дел о контрабанде, производства неотложных
следственных действий, применения технических средств, прекращения дел, а
также сроков производства дознания;
- неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном, объективном
исследовании всех обстоятельств дела; выясняли обстоятельства, которые
изобличают или оправдывают подозреваемого, а также смягчают или отягчают
его ответственность;
- выявляли причины совершения преступлений и условия, которые содействуют
этому, принимали меры к их устранению (статья 30 Закона Украины «О
прокуратуре» от 05.11.91 г.)
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов
органами дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством.
Относительно органов дознания таможенной системы, которые ведут борьбу
с контрабандой, прокурор в пределах своей компетентности имеет
предусмотренное законом право:
- осуществлять проверку оснований для возбуждения уголовного дела;
- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;
- давать письменные указания по исследованию обстоятельств по делу, об
избрании, изменении, отмене мер пресечения, квалификации преступления;
осуществлении тех или иных неотложных следственных действий;
- принимать участие в производстве дознания, в необходимых случаях, лично
производить отдельные следственные действия по делу, которое находится в
производстве дознавателя;
- санкционировать производство обыска, наложение ареста на почтово-
телеграфную корреспонденцию и ее выемку, другие следственные действия
органов дознания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным
законом;
- санкционировать при наличии предусмотренных законом оснований
постановления органов дознания (дознавателей) о применении такой меры
пресечения, как заключение под стражу (статья 31 Закона Украины «О
прокуратуре» от 05.11.91 г.)
- осуществлять контроль за соблюдением установленного законом 10- дневного
срока производства дознания по делу о контрабанде и за своевременной
передачей этих дел следственным органам Службы безопасности Украины;
- передавать следственным органам Службы безопасности Украины изъятые у
органов дознания дела с целью обеспечения по ним более полного и
объективного расследования досрочно;
- на основании материалов, которые есть у него в распоряжении или
материалов органы дознания лично возбуждать уголовное дело или отказывать
в его возбуждении;
- обоснованно прекращать уголовное дело, давать согласие на прекращение
уголовного дела органом дознания таможенной системы в тех случаях, когда
это предусмотрено действующим законом;
- отстранять дознавателя от дальнейшего производства дознания, если им
допущены нарушения действующего закона по делу.
Указания прокурора органам дознания в связи с возбуждением уголовного
дела и производством дознания, которые даются в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального закона являются обязательными для этих органов
(статья 32 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г.)
Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их
исполнение (статья 227 УПК Украины)
Действия дознавателя в связи с производством им дознания могут быть
обжалованы непосредственно прокурору или через дознавателя. Жалобы могут
быть как устными так и письменными. Устные жалобы заносятся в протокол.
Дознаватель обязан немедленно доложить начальнику органа дознания о
полученной жалобе и в течении 24 часов направить ее вместе со своими
объяснениями прокурору (статья 234 УПК Украины)
Относительно дознавателей, которые нарушили действующее
законодательство при производстве по делам о контрабанде, прокурор с учетом
характера правонарушения имеет право вынести мотивированное постановление о
возбуждении уголовного дела, дисциплинарном или административном
производстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенная граница Украины должна быть надежной. Только такая граница
может обеспечить в полной мере политическую и экономическую независимость
суверенной Украины. На это направлена вся таможенная политика Украины.
Сформирование правовой базы таможенного дела и создание системы
таможенных органов позволило достичь серьезных результатов по защите
экономических интересов Украины и пополнению государственного бюджета. Тем
не менее, реализация идей о кардинальных экономических реформах, дальнейшая
интеграция Украины в мировое экономическое и политическое сообщество
требует совершенствования как организационно-правовых основ таможенного
дела, так и приемов, методов, процедуры осуществления таможенной политики.
Не следует считать, что процесс создания в Украине таможенного
законодательства завершен. Он продолжается, поскольку и сам Таможенный
кодекс Украины и иные нормативные акты, регулирующие таможенное дело в
Украине, еще далеки от совершенства.
В Проекте таможенного кодекса Украины предусмотрен раздел
"Контрабанда. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных
органов", в котором в главе "Дознание в таможенных органах" отражены
процессуальные вопросы деятельности таможенных органов – как органов
дознания: сроки и порядок производства дознания; доказательства по делам о
контрабанде; прекращение дознания; обжалование действий и постановлений
органов дознания; отказ в возбуждении уголовного дела о контрабанде;
полномочия начальника таможенного органа – как органа дознания; полномочия
дознавателя.
В настоящий момент необходимо акцентировать внимание на необходимости
решения давно назревшего вопроса о предоставлении таможенным органам права
самостоятельно осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Отсутствие
таких полномочий вынуждает прибегать к помощи органов внутренних дел или
службы безопасности, которые не всегда способны оказать эту помощь, а даже
тогда, когда способны, не в состоянии это сделать качественно, поскольку не
знакомы со спецификой таможенного дела и многочисленными правовыми актами,
в частности ведомственными, которыми регулируются вопросы осуществления
таможенной политики Украины.
Это аргумент в защиту разделяемого многими сотрудниками таможенных
органов предложения о том, чтобы таможенные органы официально получили
статус правоохранительных органов с полномочиями проведения оперативно-
розыскных действий. В Проекте таможенного кодекса Украины в главе
"Оперативно-розыскная деятельность" раскрывается назначение и понятие
указанной деятельности в борьбе с контрабандой, как системы гласных и
негласных поисковых мероприятий, которые осуществляются с целью выявления,
предупреждения и раскрытия контрабанды, выявления и взятия под контроль
лиц, причастных к ее совершению. Также в данной главе определены
подразделения таможенных органов, которые имеют право производства ОРД и их
права по осуществлению этой деятельности; предусмотрены контролируемые
поставки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и
перемещение товаров под негласным контролем.
Список нормативно-правовых актов:
1. Конституция Украины, принята 28.06.96 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Украины - УПК Украины, принят 28.12.60 г.
3. Уголовный кодекс Украины - УК Украины, принят 28.12.60 г.
4. Кодекс об административных правонарушениях Украины - КоАП Украины,
принят 07.12.84 г.
5. Таможенный кодекс Украины - ТК Украины, принят 12.12.91 г.
6. Закон Украины "О таможенном деле" от 25.06.91 г., Ведомости Верховного
Совета Украины № 44 ст. 576, 1991 г.
7. Закон Украины "О прокуратуре" от 05.11.91 г., Ведомости Верховного
Совета Украины № 53 ст. 793, 1991 г.
8. Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г.,
Ведомости Верховного Совета Украины № 22 ст. 303, 1992 г.
9. Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с
организованной преступностью" от 30.06.93 г., Ведомости Верховного Совета
Украины № 35 ст. 358, 1993 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19