Таможенные органы как органы дознания

обязаны выполнять запросы уполномоченных государственных органов о

проведении оперативно-розыскных действий; осуществлять взаимодействие между

собой и другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного

раскрытия преступлений и изобличения виновных (статья 7 Закона Украины "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Определенные формы взаимодействия предусмотрены и Законом Украины «Об

организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от

30.06.93 г.

В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об организационно-правовых

основах борьбы с организованной преступностью» непосредственно на

таможенные органы возлагаются обязанности:

а) оказывать необходимую помощь при проведение оперативно-розыскных

мероприятий в зоне таможенного контроля;

б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной

преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан,

связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу;

в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной

преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и

психотропных веществ и средств, а также оружия и других предметов,

используемых организованными преступными группами с целью контрабанды.

9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

В соответствии с п.3 статьи 121 Конституции Украины от 28.06.96 г. на

органы прокуратуры возлагается надзор за соблюдением законов органами,

проводящими дознание.

В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О прокуратуре» от

05.11.91 г. надзор за законностью в деятельности таможенных органов, как

органов дознания, должен своей задачей содействовать:

- раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности,

прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;

- выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за

совершенное преступление;

- предотвращение незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;

- охране прав и законных интересов граждан;

- осуществлению мероприятий по пресечению, предотвращению преступлений,

устранению причин и условий, которые содействуют их совершению.

Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы дознания:

- соблюдали предусмотренные действующим законодательством порядок

возбуждения уголовных дел о контрабанде, производства неотложных

следственных действий, применения технических средств, прекращения дел, а

также сроков производства дознания;

- неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном, объективном

исследовании всех обстоятельств дела; выясняли обстоятельства, которые

изобличают или оправдывают подозреваемого, а также смягчают или отягчают

его ответственность;

- выявляли причины совершения преступлений и условия, которые содействуют

этому, принимали меры к их устранению (статья 30 Закона Украины «О

прокуратуре» от 05.11.91 г.)

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов

органами дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством.

Относительно органов дознания таможенной системы, которые ведут борьбу

с контрабандой, прокурор в пределах своей компетентности имеет

предусмотренное законом право:

- осуществлять проверку оснований для возбуждения уголовного дела;

- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;

- давать письменные указания по исследованию обстоятельств по делу, об

избрании, изменении, отмене мер пресечения, квалификации преступления;

осуществлении тех или иных неотложных следственных действий;

- принимать участие в производстве дознания, в необходимых случаях, лично

производить отдельные следственные действия по делу, которое находится в

производстве дознавателя;

- санкционировать производство обыска, наложение ареста на почтово-

телеграфную корреспонденцию и ее выемку, другие следственные действия

органов дознания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным

законом;

- санкционировать при наличии предусмотренных законом оснований

постановления органов дознания (дознавателей) о применении такой меры

пресечения, как заключение под стражу (статья 31 Закона Украины «О

прокуратуре» от 05.11.91 г.)

- осуществлять контроль за соблюдением установленного законом 10- дневного

срока производства дознания по делу о контрабанде и за своевременной

передачей этих дел следственным органам Службы безопасности Украины;

- передавать следственным органам Службы безопасности Украины изъятые у

органов дознания дела с целью обеспечения по ним более полного и

объективного расследования досрочно;

- на основании материалов, которые есть у него в распоряжении или

материалов органы дознания лично возбуждать уголовное дело или отказывать

в его возбуждении;

- обоснованно прекращать уголовное дело, давать согласие на прекращение

уголовного дела органом дознания таможенной системы в тех случаях, когда

это предусмотрено действующим законом;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства дознания, если им

допущены нарушения действующего закона по делу.

Указания прокурора органам дознания в связи с возбуждением уголовного

дела и производством дознания, которые даются в соответствии с требованиями

уголовно-процессуального закона являются обязательными для этих органов

(статья 32 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г.)

Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их

исполнение (статья 227 УПК Украины)

Действия дознавателя в связи с производством им дознания могут быть

обжалованы непосредственно прокурору или через дознавателя. Жалобы могут

быть как устными так и письменными. Устные жалобы заносятся в протокол.

Дознаватель обязан немедленно доложить начальнику органа дознания о

полученной жалобе и в течении 24 часов направить ее вместе со своими

объяснениями прокурору (статья 234 УПК Украины)

Относительно дознавателей, которые нарушили действующее

законодательство при производстве по делам о контрабанде, прокурор с учетом

характера правонарушения имеет право вынести мотивированное постановление о

возбуждении уголовного дела, дисциплинарном или административном

производстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенная граница Украины должна быть надежной. Только такая граница

может обеспечить в полной мере политическую и экономическую независимость

суверенной Украины. На это направлена вся таможенная политика Украины.

Сформирование правовой базы таможенного дела и создание системы

таможенных органов позволило достичь серьезных результатов по защите

экономических интересов Украины и пополнению государственного бюджета. Тем

не менее, реализация идей о кардинальных экономических реформах, дальнейшая

интеграция Украины в мировое экономическое и политическое сообщество

требует совершенствования как организационно-правовых основ таможенного

дела, так и приемов, методов, процедуры осуществления таможенной политики.

Не следует считать, что процесс создания в Украине таможенного

законодательства завершен. Он продолжается, поскольку и сам Таможенный

кодекс Украины и иные нормативные акты, регулирующие таможенное дело в

Украине, еще далеки от совершенства.

В Проекте таможенного кодекса Украины предусмотрен раздел

"Контрабанда. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных

органов", в котором в главе "Дознание в таможенных органах" отражены

процессуальные вопросы деятельности таможенных органов – как органов

дознания: сроки и порядок производства дознания; доказательства по делам о

контрабанде; прекращение дознания; обжалование действий и постановлений

органов дознания; отказ в возбуждении уголовного дела о контрабанде;

полномочия начальника таможенного органа – как органа дознания; полномочия

дознавателя.

В настоящий момент необходимо акцентировать внимание на необходимости

решения давно назревшего вопроса о предоставлении таможенным органам права

самостоятельно осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Отсутствие

таких полномочий вынуждает прибегать к помощи органов внутренних дел или

службы безопасности, которые не всегда способны оказать эту помощь, а даже

тогда, когда способны, не в состоянии это сделать качественно, поскольку не

знакомы со спецификой таможенного дела и многочисленными правовыми актами,

в частности ведомственными, которыми регулируются вопросы осуществления

таможенной политики Украины.

Это аргумент в защиту разделяемого многими сотрудниками таможенных

органов предложения о том, чтобы таможенные органы официально получили

статус правоохранительных органов с полномочиями проведения оперативно-

розыскных действий. В Проекте таможенного кодекса Украины в главе

"Оперативно-розыскная деятельность" раскрывается назначение и понятие

указанной деятельности в борьбе с контрабандой, как системы гласных и

негласных поисковых мероприятий, которые осуществляются с целью выявления,

предупреждения и раскрытия контрабанды, выявления и взятия под контроль

лиц, причастных к ее совершению. Также в данной главе определены

подразделения таможенных органов, которые имеют право производства ОРД и их

права по осуществлению этой деятельности; предусмотрены контролируемые

поставки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и

перемещение товаров под негласным контролем.

Список нормативно-правовых актов:

1. Конституция Украины, принята 28.06.96 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Украины - УПК Украины, принят 28.12.60 г.

3. Уголовный кодекс Украины - УК Украины, принят 28.12.60 г.

4. Кодекс об административных правонарушениях Украины - КоАП Украины,

принят 07.12.84 г.

5. Таможенный кодекс Украины - ТК Украины, принят 12.12.91 г.

6. Закон Украины "О таможенном деле" от 25.06.91 г., Ведомости Верховного

Совета Украины № 44 ст. 576, 1991 г.

7. Закон Украины "О прокуратуре" от 05.11.91 г., Ведомости Верховного

Совета Украины № 53 ст. 793, 1991 г.

8. Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г.,

Ведомости Верховного Совета Украины № 22 ст. 303, 1992 г.

9. Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с

организованной преступностью" от 30.06.93 г., Ведомости Верховного Совета

Украины № 35 ст. 358, 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты