органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в
соответствии с требованиями статьи 122 ТК Украины. Протокол, а также
изъятые на основании статьи 128 ТК Украины предметы и документы (предметы,
являющиеся непосредственными объектами контрабанды; предметы со специально
изготовленными тайниками, для перемещения через таможенную границу Украины
с сокрытием таких предметов; а также документы, необходимые для
рассмотрения дела о контрабанде) передается начальнику таможни или его
заместителю, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела.
Также орган дознания непосредственно обнаруживает признаки
преступления в результате проверки собранных оперативных материалов;
выявления признаков контрабанды при производстве по делам о нарушении
таможенных правил (пункт 3 статьи 140 ТК Украины).
В соответствии со статьей 97 УПК Украины орган дознания обязан
принимать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых
преступлениях, в том числе и по делам не подлежащим их ведению.
Деятельность органа дознания по проверке заявлений и сообщений о
преступлениях является деятельностью уголовно-процессуальной. Она подробно
регламентируется законом и в силу этого носит процессуально-правовую
природу. Основное содержание этой деятельности заключается в установлении
наличия или отсутствия в исследуемом событии признаков преступления. Т.е.
такая деятельность носит познавательный характер. Познание в уголовном
процессе может осуществляться не иначе как в форме доказывания.
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие
средства получения доказательств в стадии возбуждения уголовного дела:
а) собственно получение заявлений и сообщений о преступлениях;
б) явка с повинной;
в) получение объяснений от граждан;
г) истребование или получение представленных предметов и документов;
д) производство осмотра места происшествия[52].
По заявлению или сообщению о преступлении орган дознания обязан не
позднее трехдневного срока принять одно из таких решений:
1) возбудить уголовное дело;
2) отказать в возбуждении уголовного дела;
3) направить заявление или сообщение по принадлежности.
Одновременно принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить
преступление или пресечь его.
Если же в заявлении или сообщении содержится недостаточно данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то орган дознания в течении
10 дней производит их проверку, по результатам которой решается вопрос о
возбуждении уголовного дела (статья 97 УПК Украины).
Начальник органа дознания (начальник таможни или его заместители)
рассматривает переданные ему материалы и при наличии поводов и оснований,
указанных в статье 94 УПК Украины и отсутствия обстоятельств, исключающих
его возбуждение (ст. 6 УПК Украины), выносит постановление о возбуждении
уголовного дела, а также поручает дознавателю производство дознания по
уголовному делу.
При составлении постановления о возбуждении уголовного дела необходимо
исходить из общих требований, которым должно отвечать постановление органа
дознания (дознавателя), изложенных в статье 130 УПК Украины.
О решениях, принятых органом дознания (дознавателем) в случае
указанных в уголовно-процессуальном законе, а также в случаях когда это
признает необходимым орган дознания (дознаватель), составляется
мотивированное постановление. В постановлении указывается место и время его
составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, дело,
по которому производится расследование, и обоснование принятого решения, а
также статья уголовно-процессуального закона, на основании которой принято
решение.
Любые процессуальные документы должны соответствовать требованиям
закона: составляться уполномоченным на то лицом, при наличии
предусмотренных законом оснований, выполняться и удостоверяться в
соответствии с требованиями закона. Документы должны соответствовать
требованиям закона как по форме, так и по содержанию. Каждый документ
должен соответствовать по своему содержанию фактическим обстоятельствам,
установленным материалами дела, основываться на установленных фактах.
Формулируемые выводы должны соответствовать объективной действительности.
В процессуальных документах все суждения должны быть доказаны, а
выводы - мотивированы и логически состоятельны; должны соблюдаться
официально деловой стиль юридических документов, а также свойственные
юридическому документу краткость, грамотность, ясность изложения и культура
оформления[53].
Процессуальные документы, которые подлежат утверждению начальником
органа дознания, приобретает юридическую силу с момента их утверждения
последним[54].
Постановления органа дознания (дознавателя) состоит из трех частей:
вступительной (вводной), описательно-мотивировочной и резолютивной
(постановляющей)[55].
При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при
наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 6 УПК
Украины), орган дознания своим постановлением отказывает в возбуждении
уголовного дела.
Орган дознания вправе, отказав в возбуждении уголовного дела, передать
материалы для применения в установленном порядке мер административного
взыскания (статья 99 УПК Украины).
О возбуждении уголовного дела о контрабанде орган дознания
безотлагательно информирует прокурора, Управление по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил Государственной таможенной службы Украины,
следственное управление областного управления Службы безопасности Украины,
куда направляются копии постановления о возбуждении уголовного дела (пункт
1.10 приказа ГТС Украины № 587 ГТС от 19.09.98 г.).
В соответствии со статьей 101 ТК Украины с целью пресечения
международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы
Украины в каждом отдельном случае по договоренности с таможенными и иными
соответствующими органами иностранных государств или на основе
международных договоров Украины используют метод "контролируемой поставки",
то есть допускают под своим контролем ввоз в Украину, вывоз из Украины или
транзит через ее территорию наркотических средств или психотропных веществ,
включенный в незаконный оборот. В случае принятия решения об использовании
метода "контролируемой поставки" уголовное дел в отношении лица,
осуществляющего незаконный оборот наркотических средств и психотропных
веществ, не возбуждается.
"Контролируемая поставка" проводится в соответствии с требованиями
Инструкции о порядке поведения контролируемой поставки наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденной совместным
Приказом Государственной таможенной службы Украины, Службы безопасности
Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета
границы Украины № 383Д/547/142/242 для секретного пользования от 14.08.95
г. по согласованию с Генеральной Прокуратурой Украины и зарегистрированной
в Минюсте 31.08.95 г. № 318/854.
6. ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ
Предварительное расследование - осуществляемая в соответствии с
требованиями уголовно-процессуального закона деятельность органа дознания и
следователя, направленная на собирание, исследование, оценку, проверку и
использование доказательств, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, установление объективной истины, обеспечение правильного
применения закона.
Юридическим основанием для осуществления предварительного
расследования является постановление о возбуждении уголовного дела.
Предварительное расследование может производиться только по возбужденному
уголовному делу[56].
Предварительное расследование включает в себя две формы: дознание и
предварительное следствие. В уголовном процессе дознание и предварительное
следствие как формы предварительного расследования имеют общие черты и
определенные различия. К общим чертам относятся: единые задачи борьбы с
преступностью; равная обязанность возбуждения уголовного дела в пределах
своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществление
деятельности на основе единого уголовного и уголовно-процессуального
законодательства; соблюдение единой процессуальной формы при производстве
следственных действий; равное доказательственное значение установленных
сведений и другие.
Различия между дознанием и предварительным следствием касаются
полномочий органов, ведущих расследование; сроков, отведенных для
производства расследования; процессуального режима расследования[57].
Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по
сравнению с органами дознания обусловлена рядом обстоятельств. В первую
очередь, необходимо отметить, что расследование преступлений есть
специальное назначение следователя. Для органов дознания функция
расследования - не единственная и далеко не основная. Кроме того,
следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для
расследования преступлений, обладает большей процессуальной
самостоятельностью. При предварительном следствии предусмотрены большие
возможности для обеспечения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в
орбиту уголовного судопроизводства[58].
Следователь, не согласившись с указаниями прокурора по наиболее
принципиальным вопросам следствия, касающимся привлечения лица в качестве
обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, прекращения дела,
а также итогового решения о направлении дела, вправе не выполняя указаний,
обжаловать их вышестоящему прокурору (часть 2 статьи 114 УПК Украины).
Орган дознания обязан выполнить любое указание прокурора. Обжалование
этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения
(часть 3 статьи 227 УПК Украины).
Постановления следователя не нуждаются ни в чьем утверждении (кроме
случаев, когда по уголовно-процессуальному закону необходима санкция
прокурора). Дознаватель же обращается к начальнику органа дознания за
утверждением ряда основных процессуальных документов, в которых отражается
решение органа дознания (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19