Таможенные органы как органы дознания

изготовление планов, схем слепков и отпечатков следов (статьи 85, 851, 852

УПК Украины).

Принцип свободной оценки доказательств (по внутреннему убеждению) не

означает произвола должностных лиц органов предварительного расследования.

Оценка доказательств является контролированной. Закон предусматривает, что

их внутреннее убеждение основывается на всестороннем, полном, объективном

расследовании всех обстоятельств дела в их совокупности и что они обязаны

руководствоваться законом (часть 1 статьи 67 УПК Украины); все решения,

которые принимаются в деле должны быть мотивированными и обосновываться на

анализе доказательств, что есть в деле, а не на впечатлениях, размышлениях,

допущениях этих органов и лиц.

Необходимым предусловием оценки доказательств и их источников является

проверка последних. Основные способы проверки - анализ каждого из них

отдельно, сопоставление с другими доказательствами и их источниками,

производство новых им повторных следственных действий, применение

соответствующих тактических приемов производства следственных действий.

Оценка доказательств и их источников сопровождает их сбор и проверку.

Объектом оценки являются как доказательства, так и процессуальные

источники, что их содержат. К содержанию оценки доказательств как

фактических данных (сведений о фактах, обстоятельствах) входит установление

их достоверности, относимости, допустимости и достаточности.

Достоверность доказательств означает, что они правильно, адекватно

отображают материальные и нематериальные (идеальные) следы.

Относимость доказательств определяется их пригодностью к установлению

наличия или отсутствия обстоятельств, что входят в предмет доказывания в

деле, конкретизированного уголовно-процессуальным законом, а также других

обстоятельств, которые имеют в данном деле характер вспомогательных или

сопутствующих в отношении предмета доказывания.

Допустимость доказательств определяется законностью источника, условий

и способов их получения. Доказательства считаются достаточными тогда, когда

в своей совокупности дают возможность установить все предусмотренные

законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим

для принятия правильного обоснованного решения при производстве в деле.

Содержанием оценки процессуальных источников доказательств является

определение допустимости их использования в деле и полноты сведений, что в

них содержится.

Оценка источника доказательств с точки зрения полноты сведений, что в

нем содержатся осуществляется путем сопоставления их с содержанием

аналогичного источника (например, показания подозреваемого в результате

разных следственных действий, допросов, обыска) или других источников

(например, показания подозреваемого и свидетеля).

При оценке источника доказательств с точки зрения его допустимости

необходимо убедиться, предусмотрен ли он уголовно-процессуальным законом,

не было ли нарушений при его получении, отразились ли или могли отразиться

такие нарушения (если они допущены) на достоверности и полноте сведений,

которые содержит данный источник.

Оценка доказательств и их источников является только умственно-

логической деятельностью и поэтому в УПК Украины сформулированы лишь общие

правила такой оценки, которые имеют методологический характер. Они являются

обязательными для государственных органов и должностных лиц, которые ведут

процесс на всех этапах производства по делу[34].

Показания свидетелей, подозреваемых, заключения экспертов, которые

содержат фактические данные, имеющие отношение к уголовному делу выступают

как средства доказывания. Эти показания получают при выполнении

следственных действий. Такими средствами являются также вещественные

доказательства - полученные в установленном законодательством порядке,

предметы, которые были орудиями преступления или объектом преступных

действий, деньги, ценности и другие вещи, нажитые преступным путем и все

иные предметы, которые могут быть средствами для раскрытия преступлений или

для опровержения возникающих подозрений (статья 78 УПК Украины).

Вещественные доказательства должны быть внимательно осмотрены, по

возможности сфотографированы, подробно описаны в протоколе следственного

действия и приобщены к делу постановлением дознавателя. Вещественные

доказательства, как правило, хранятся при деле. При передаче дела от органа

дознания органу предварительного следствия вещественные доказательства

передаются вместе с делом (статья 79 УПК Украины).

К уголовно- процессуальным средствам доказывания относятся и так

называемые письменные доказательства: протоколы следственных действий и

другие документы, полученные дознавателем в деле, если в них подтверждаются

факты и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. В тех

случаях, когда документы имеют признаки, указанные в статье 78 УПК Украины,

они являются вещественными доказательствами и относительно них дознавателем

выносится соответствующее решение (статьи 82, 83 УПК Украины).

4. ОРГАН ДОЗНАНИЯ (ДОЗНАВАТЕЛЬ), ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Органы дознания - это органы, уполномоченные уголовно-процессуальным

законом возбуждать и расследовать уголовные дела в связи с поступившей к

ним информацией о совершении преступления и отсутствием возможности у

следователя приступить в производству следствия. Дознание - это

расследование, осуществляемое в силу необходимости органами

административной юрисдикции, которые наделяются статусом органа дознания.

Для всех них функция дознания не является основным видом деятельности. В

уголовно-процессуальном законе дан исчерпывающий перечень органов,

наделенных правом производить дознание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 УПК Украины таможенные органы

являются органами дознания по делам о контрабанде. В таможенной системе

Украины дознание по делам о контрабанде проводят Государственная таможенная

служба Украины и подчиненные ей таможни (статья 102 ТК Украины).

Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов, как органов

дознания включает в себя:

- прием, регистрацию, рассмотрение, проверку и разрешение заявлений и

сообщений о преступлениях или решение вопроса о возбуждении уголовного дела

(статьи 94 -100 УПК Украины);

- дознание (часть 2 статьи 104 УПК Украины);

- производство следственных действий в порядке исполнения поручений и

указаний следователя (часть 3 статьи 114; часть 1 статьи 118 УПК

Украины)[35].

Правовое положение органа дознания выражается в том, что он выступает

в качестве органа государственной власти, наделенного юридическими правами

и обязанностями и направляющего свою деятельность на то, чтобы обеспечить

претворение норм права в жизнь. Правосубъектность органа дознания носит

отраслевой характер, так как именно нормы уголовно-процессуального права

являются правовой предпосылкой их участия в уголовном судопроизводстве,

устанавливают объем этого участия. Правосубъектность этого органа в

юридической науке, в законодательстве и на практике называется компетенцией

и включает в себя властные права и неразрывно связанные с ними обязанности,

причем права и обязанности распределяются между подразделениями

государственного органа и должностными лицами[36].

Органы дознания обладают теми свойствами, которые присущи

исполнительной власти в целом и которые придают им качество системно-

организованных и действующих структур. Орган дознания обладает своим

статусом и действует от имени государства, выражая его обязательные

повеления. Применение мер воздействия включая и меры принуждения, является

обязанностью не только данного органа, но и всей системы исполнительной

власти, всех иных государственных органов. Орган дознания наделен

компетенцией для выполнения возложенных на него задач. Орган дознания

является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и

во исполнение закона. Дело здесь не только в правовой субординации, но и в

самом характере постоянно осуществляемой специализированной деятельности.

Органы дознания действуют на основе профессионализма и принципов

государственной службы. Его персонал составляют государственные служащие,

занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с

законодательством о государственной службе.

Органы дознания являются структурно-организованными, в них есть

штатное расписание, а также имеется необходимое материальное, финансовое и

иное обеспечение (помещение, оргтехника, связь, транспорт и т.п.). Причем,

все вышеназванные свойства органов дознания связаны между собой[37].

Компетенция органов дознания предопределяет характер и степень их

участия в уголовно-процессуальной деятельности. То, что они являются

государственными органами, ведущими уголовный процесс - основной момент их

правового положения. Задачи органов государства (орган дознания,

следователь, суд, прокурор) в уголовном судопроизводстве едины и решаются

различными, присущими тому или иному органу средствами и методами. Причем,

их решение невозможно без постоянного тесного взаимодействия, непрерывного

усовершенствования его форм. Итак, под правовым положением органов дознания

в уголовном процессе следует понимать положение, закрепленное уголовно-

процессуальным законодательством, выражающееся в их задачах, компетенции и

процессуальных отношениях с другими органами государства, ведущими

уголовный процесс, участниками процесса, лицами, участвующими в процессе.

Свою деятельность в уголовном судопроизводстве органы дознания

осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В

процессе предварительного расследования органы дознания нередко используют

нормы таможенного, гражданского, трудового и других отраслей права, но чаще

всего применяются уголовно-правовые нормы. Большое значение для уголовно-

процессуальной деятельности органов дознания имеет содержащееся в уголовном

законе определение преступления. В зависимости от того, какое преступление

совершено, уголовно-процессуальный закон разграничивает компетенцию органов

дознания и предварительного следствия, устанавливает определенный порядок

расследования. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется при

наличии признаков определенного состава преступления, делающих необходимым

принятие уголовно-процессуальных мер в целях выполнения задач уголовного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты