отношения с дознавателем носят чисто служебный, а не процессуальный
характер[45].
Более обоснованной, однако, является другая позиция: отношения между
начальником органа дознания и дознавателем должны строиться на той же
основе, что и отношения между начальником следственного отдела и
следователем и носить процессуальный характер.
Обычно на практике так и происходит. Начальник органа дознания
контролирует действия дознавателя, принимает меря к наиболее полному,
всестороннему и объективному производству расследования. В целях такового
контроля начальник органа дознания утверждает постановления о производстве
следственных действий в процессе дознания, участвует в них непосредственно.
Руководителю органа дознания принадлежит право проверки дел, дачи указаний
дознавателю относительно производства тех или иных действий, квалификации
преступления. Он вправе передать дело от одного работника дознания к
другому, поручить расследование группе работников. К сожалению, указанные
фактически права начальника органа дознания не получили закрепления в
законе. Но поскольку он имеет в процессе расследования определенные права и
несет определенные обязанности его, безусловно, следует признать субъектом
уголовного процесса[46].
Отношения служебного подчинения дознавателя и начальника органа
дознания не должны подменять процессуальных отношений. Между ними могут
возникнуть разногласия по принципиальным вопросам, связанным с
расследованием конкретного уголовного дела. Понятно, указания начальника
обязательны для дознавателя в силу служебной подчиненности, однако, когда
речь идет о принятии решений по существенным процессуальным вопросам,
нельзя все сводить только к административно-служебным отношениям. В
соответствии со статьей 67 УПК Украины дознаватель решения по делу
принимает на основе оценки доказательств по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех
обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.
Понятие «дознаватель», в юридической литературе определяется по
разному. Есть мнение, что дознаватель – это процессуальная фигура,
наделенная законом определяемыми правами и обязанностями[47].
Более обоснованной представляется точка зрения, что дознаватель – это
начальник органа дознания или соответствующее должностное лицо этого
органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство
дознания[48].
Решения о производстве дознания принимается: в центральном аппарате
Государственной таможенной службы Украины – Председателем службы или его
заместителями, в таможне – начальником таможни или его заместителями.
Непосредственное руководство дознанием в таможенной системе Украины по
конкретным уголовным делам о контрабанде осуществляется Управлением по
организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил
Государственной таможенной службы Украины, а в таможнях – начальником
таможни или его заместителями (пункты 1.6, 1.7 Приказа ГТС Украины № 587
от 19.09.98 г.)
В региональных таможнях (таможнях) имеются Отделения (Службы) по
борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, структурными
подразделениями которых являются отделы (секторы) дознания, работники
которых осуществляют дознание по делам о контрабанде (Приказ ГТС Украины №
400 от 08.07.98 г.)
Руководители подразделений дознания таможен назначаются Председателем
Службы по согласованию с руководством Управления по борьбе с контрабандой и
нарушениями таможенных правил (пункт 1.9. Приказа ГТС Украины № 587 от
19.09.98 г.)
Должностные лица таможенных органов Украины являются представителями
органа государства. Законные требования работников таможенных органов
Украины обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Работники таможенных органов Украины при исполнении возложенных на них
обязанностей руководствуются только законом, действуют в его рамках и
подчиняются только своим непосредственному и прямому начальникам. Никто
иной, за исключением уполномоченных должностных лиц, в случаях,
предусмотренных законом, не вправе вмешиваться в законную деятельность
работников таможенных органов Украины. Вмешательство в деятельность
работников таможенных органов Украины влечет ответственность по законам
Украины (статья 156 ТК Украины).
Таможенные органы и их должностные лица, допустившие неправомерные
действия несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством. Должностные лица таможенных органов, которые нарушили
действующее законодательство при производстве по делам о контрабанде, несут
уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц
таможенных органов Украины при исполнении служебных обязанностей,
возмещается на общих основаниях (статья 150 ТК Украины).
5. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Возбуждение уголовного дела - акт применения процессуального права,
охватывающий общую возможность производства всех без исключения
следственных и других процессуальных действий и применения мер принуждения.
Стадия возбуждения уголовного дела - это начальная стадия уголовного
процесса, содержание которой образует деятельность по приему, рассмотрению,
проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, выяснению
наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела о контрабанде, дознание по которому
отнесено к компетенции таможенных органов необходимы законные поводы и
достаточные основания.
Достаточные основания - фактические данные, указывающие на наличие
признаков преступления.
Законные поводы - источники информации о преступлении[49].
Статья 94 УПК Украины дает исчерпывающий перечень поводов к
возбуждению уголовного дела:
1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных
граждан;
2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных
граждан, задержавших подозреваемого на месте совершения преступления или с
поличным (с вещественными доказательствами);
3) явка с повинной;
4) сообщения, опубликованные в печати;
5) непосредственное обнаружение органом дознания признаков
преступления.
Заявления или сообщения представителей власти, общественности или
отдельных граждан могут быть устными или письменными. Устные заявления
заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом,
принявшим заявление. При этом заявитель предупреждается об ответственности
за ложный донос, о чем отмечается в протоколе. Письменное заявление должно
быть подписано лицом, от которого оно исходит. До возбуждения дела следует
удостовериться в личности заявителя, предупредить его об ответственности за
ложный донос и отобрать от него соответствующую подписку.
Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц
должны быть изложены в письменной форме.
Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан,
задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с
поличным, могут быть устными или письменными (ст. 95 УПК Украины).
Сообщения граждан по телефону, анонимные заявления и иная информация о
преступлениях, которая не носит характера официальных сообщений и заявлений
о преступлениях, не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и
не порождает уголовно-процессуальных правоотношений. Однако она подлежит
проверке в административном порядке и может служить основанием для выезда
на место происшествия, назначения ревизии, производства других проверочных
действий.
Поводом к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное
обнаружение признаков преступления самим органом дознания, которому
поручена проверка.
Если в процессе проверочных действий будут обнаружены признаки
преступления, составляется рапорт (документ) о непосредственном обнаружении
признаков преступления.
Сообщения, опубликованные в печати - это статьи, заметки, письма и
т.п., опубликованные в периодической печати[50].
Явка с повинной - добровольное заявление гражданина органу дознания об
осуществлении им или с его участием преступления. В случае явки с повинной
устанавливается личность явившегося, после чего составляется протокол, в
котором подробно излагается сделанное заявление. Также устанавливается
причина явки, соучастники преступления и круг лиц, могущих подтвердить
обстоятельства преступления. Явка с повинной является смягчающим
обстоятельством и поэтому от ее процессуального оформления зависит ее
дальнейшее значение (статья 96 УПК Украины)[51].
Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления,
как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что эти органы сами, без
чьего-либо сообщения, обнаруживают преступление и возбуждают дело,
используя предоставленные им полномочия.
Применительно к деятельности таможенных органов Украины, среди
предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела, особое место
занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков
преступления. Так, абсолютное большинство фактов контрабанды (как при ввоза
в Украину, так и при вывозе из Украины) обнаруживается работниками таможни
в ходе осуществления таможенного контроля и специальных мероприятий по
пресечению незаконного перемещения через таможенную границу предметов
контрабанды помимо таможенного контроля.
Таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения
государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также
гражданами порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и
иных предметов.
Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможни путем
проверки документов, необходимых для такого контроля, таможенного досмотра
(досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного
досмотра), передосмотра, учета предметов, перемещаемых через таможенную
границу Украины, а также в других формах (статьи 21, 22 ТК Украины ).
Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19