История философии (часть I)

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи,

обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый

план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог

многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии,

различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен

сознания (смыслоформирование, ноэзис).

Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как

воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную

яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с

восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как

идентирование, т.е. "схватывание" одинакового. Так субъект формирует

представление "об этой яблоне".

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не

потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"

субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том

числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате

достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-

либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

В первом томе "Логических исследований" Гуссерль разбирает традиционное

понимание сознания (т.е."явления сознания") и выявляет чистое сознание -

смыслоформирование. Во втором томе "Логических исследований" Гуссерль

исследует само чистое сознание и выявляет феноменологический аспект

смыслоформирования, в результате которого появляется феноменологическое "Я"

или «Я переживающее».

Другими словами, "Я", переживая мир, переживает по поводу собственных

переживаний. "Я", формируя смыслы относительно мира не останавливается на

этом этапе. "Я" продолжает формировать смыслы самой смыслопорождающей

деятельности сознания. Появляется иерархия переживаний.

Над сознанием, как потоком переживаний, "вторым ярусом" надстраивается

переживание этого потока и выявление субъекта переживаний. "Второй ярус"

переживаний - это сам акт переживания в отличии от сознания как содержания

переживаний.

Подведем некоторый итог. Гуссерль считает необходимым выделить из явления

сознания феномен сознания, т.е. сознание подвергается феноменологической

редукции и появляется чистое сознание, которое интерпретируется как

смыслообразование. Таким образом понимаемое сознание и конституирует

предмет науки.

Нефеноменологическое определение сознания: ноэма - содержание мысли,

т.е. ее предметность, совокупность признаков о предмете Феноменологическое

определение сознания: ноэзис - акт мышления, интенция, смыслообразование

Феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он обогащает

созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос (по сравнению с

идеями более конкретный, более жизненный, более смыслоемкий) возвращается

предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира.

8. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Вопрос №1

Постмодернизм

Постмодернизм — сложное и неоднородное явление, возникшее в

западноевропейской философиии последней четверти XX века. Первые идеи

постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были

связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов

современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это

то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с

осмыслением стилевых изменений в европейской философии. Но только в 80-х

годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус

общеупотребимого понятия.

В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи,

лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям

данного направления следует отнести Жана-Франсуа Лиотара, Жана Бодрийара,

Жиля Делеза, Жана Дерриду, Феликса Гваттари и др.

Для становления постмодернистской проблематики большое значение имело

глубокое и разностороннее осмысление ницшеанства, марксизма, фрейдизма.

В строгом смысле философии постмодернизма не существует:

постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности

философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля

мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-

теоретической системы. Постмодернизм принципиально не претендует на

создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не

прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями. Он связан с осмыслением

ситуации "конца веков", для которой характерно сомнение в незыблемости мира

и культуры, убежденность в том, что то, с чем имеет дело человек, по сути —

иллюзия, а выбор, который он совершает, возможен лишь как предпочтение

плохого перед еще более худшим. Отсюда столь свойственные постмодернизму

пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих

эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами,

институтами, формами.

Исследование "того, что сделано" и иллюзий с этим связанных, поставило в

центр постмодернистской проблематики осмысление того, "как это сделано",

что выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака,

символа, языка и структуропорождающей деятельности.

При этом в онтологическом плане для постмодернизма характерен постепенный

переход от установки "познание мира с целью его переделки" к требованию

деконструкции мира Постмодернизм полностью отказывается от стремления

преобразовать мир на путях его рациональной организации, констатируя

глубинное "сопротивление вещей" этому процессу Осознание сопротивления мира

связано с дистанцированием от него, с требованием перехода на позицию

объекта, что приводит к полному отказу от позитивной онтологии и

рассмотрению ее как абсолютно исчерпанной Отказ от познания мира и,

следовательно, его преобразования ведет к игнорированию значимости истины,

к утверждению множественности и субъективности истин, к тезису о значении

"понимания", а не знания. В этом случае любая систематизация знания теряет

смысл, идеалом выступает "единство" предметных полей, уничтожение

спецификации и предметной определенности. Отсюда требование соединения

науки и искусства, философии и филологии, философии и религии и т. п.

Убежденность в том, что "события всегда опережают теорию", ведет к

отрицанию всех претензий науки и философии на полноту и целостность

выстраиваемых ими картин мира. Можно сказать, что постмодернизм пытается

создать неклассическую онтологию, связанную с оперированием открытыми

динамическими системами, которые не могут и не должны быть описаны в рамках

понятий традиционной философии или науки.

В постмодернизме предпринимается попытка уйти от противопоставления

явления — миру, идеи — объекту, означаемого — означающему. Средством этого

становится "тотальный критицизм" и "контрфилософский дискурс" Понимание

философии как текста или акта говорения приводит к убеждению в том, что

философия и ее язык не могут выступать точной репрезентацией и результатом

канонических соглашений.

Такие посылки потребовали и новой трактовки субъекта: философствование

без субъекта.

Для постмодернизма характерно ощущение исчерпанности самой истории,

"проговоренности" всех смыслов, идей и ценностей. Постмодернизм нацелен на

асистемнocть, адогматичность, вариативность. Он утверждает значение

"присутствия", несамотождественности текста.

Постмодернизм интересует не данность и не заданность, которые определяют

мировоззренческую парадигму, лежащую в основе той или иной картины мира, а

"остаток от обозначаемого", непознаваемое, неопределяемое. Это способствует

снятию противоречий, свойственных языку "обозначающего субъекта" Познающий

субъект как центр гносеологической деятельности растворяется, открывая

"лицо мира". В результате реальность выступает как единый бесконечный

"текст", содержащий в себе метафоры, аллюзии, цитаты, проигранные смыслы.

На этом базируется требование множественности стилей философствования,

признание избыточности текста как условия поливариативности интерпретаций,

истин и ценностных иерархий.

Такая установка постмодернизма приводит к попытке создания новых методов

анализа "текстуальности". На первый план выступает так называемый

"понимающий микроанализ", сверхрационализм, трактуемый как единство

чувственного и рационального, эмоционального и рассудочного. Такая

переориентация в сочетании со специфической трактовкой творчества как

"воспроизводящей деятельности" привела к сознательному отказу

постмодернизма от дознания и переходу его к манипулированию артефактами.

Оговаривая, что постмодернизм представляет собой сложное и неоднородное

явление, можно, тем не менее, выделить общие для его представителей

установки:

1. Для постмодернизма характерно отношение к миру как к объекту

осознания, результаты которого фиксируются, прежде всего, в письменных

формах. Поэтому мир выступает как текст.

2. Самосознание личности также уподобляется "сумме текстов", вступающих

во взаимодействие с иными текстами, которые образуют культуру. "Ничто

не существует вне текста" (Ж. Деррида), поэтому все существует внутри

текста и определяется контекстуальными интерпретациями, которые

проясняются в результате специфической критической деятельности —

"различения".

3. В силу того, что мир понимается как бесконечный, безграничный текст,

средством моделирования "поля", в котором осуществляются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты