новая наука.
Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике.
Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно,
она должна обладать и наиболее достоверным научным методом, выступая в
качестве своеобразной «универсальной математики».
Однако неправильно было бы думать, что свою критику традиционной
философии и теологии Декарт и начинает строить абсолютно с нуля. В
действительности его собственное мышление оказывается глубоко укорененным в
традиции, в рамках которой он получил свое философское образование.
Отбрасывая одни аспекты средневекового мышления, Декарт, однако, опирается
на другие.
Так, Несовершенство человека, согласно Декарту, прежде всего сказывается
в его способности к заблуждению. Источником заблуждения, служит не разум, а
воля (злоупотребление волей), ибо она побуждает человека высказывать
суждения там, где разум еще не имеет ясных идей. Здесь Декарт воспроизводит
рассуждение средневековых теологов: так, в частности, Ансельм
Кентерберийский высказывает такие же соображения о свободе воли как
источнике заблуждения и греха.
На основании принципа "мыслю, следовательно, существую" Декарт развивает
учение о субстанциях, без которого невозможным было бы применение его
метода к познанию природы. Субстанция – это некоторая реальная основа
конкретного мира, проявляющаяся в различных формах существования предметов
и явлений. Сотворенный мир разделяется Декартом на два вида субстанций,
лежащих в его основе: духовную и материальную.
Духовная субстанция - неделима, вечна, фактически это — мышление, от
которого производны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства),
называемые модусами мышления,— чувства, воображение, и др.
Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее
производны модусы протяжения — геометрические и физические свойства мира.
Он пишет, что Материя - только одна, и она составляет основу единства
мира. Декарт здесь формулирует понятие материи, которое легло в основу
науки нового времени. Это понятие, постепенно сформировавшееся к 17 в.,
радикально отличается от того, что существовало в античности и в средние
века..
В частности в античности материя мыслилась как возможность, которая сама
по себе, без определяющей ее формы, есть ничто. Что же касается Декарта, то
у него материя сама по себе уже одна, а это значит, что она не есть просто
возможность, а есть действительность, которая носит название субстанции,
т.е. того, что может существовать само по себе, не нуждаясь ни в чем
другом.
5. Немецкая классическая философия
Вопрос №1
Философия Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий философ-
идеалист. В его творчестве немецкая идеалистическая философия конца 18-го –
начала 19-го вв. достигла своей вершины.
Своеобразным введением в гегелевскую систему является "Феноменология духа"
(1806), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ философа.
В ней Гегель, исходя из принципа развития, дает модель бытия во всех его
проявлениях, уровнях и стадиях развития. Он приходит к выводу, что основой
мира является абсолютная идея. При этом Гегель осознает тот факт, что
описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского
исследования.
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему
самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной
идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть
сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь
одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее
иным воплощением.
Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая
изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична,
но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении проблем
исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития.
Так логика Гегеля распадается на:
. учение о понятии
. учение о бытии
. учение о сущности
В учении о понятии Гегель пытался показать, что происхождение многого
из единого может быть предметом рационального познания, инструментом
которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание
особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и
движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить
природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с
большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных
понятий, которые существуют в человеческой голове.
Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество
противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики.
Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя
мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба
противоположностей.
Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития
как природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-
антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем
в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах
конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и
антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не
следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых:
гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и
сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем,
гармонизующем единстве.
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и
духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл
развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового
утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на
более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший
синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:
"Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что
она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок
признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо
цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и
вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их
в то же время моментами органического единства, в котором они не только не
противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только
эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".
Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели
философского подхода к миру лежат 3 основных закона:
. «закон отрицания отрицания»,
. «закон перехода количества в качество»,
. «закон единства и борьбы противоположностей».
Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий
диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не
допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать
последний как развивающийся объект.
В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий
выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая
определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь
здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию
- утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или
иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна,
что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких
определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто,
ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.
Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое
определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все
такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие
чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление
находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту
самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и
сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше,
Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении
исчезновения друг в друге, или в становлении.
Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:
. бытие – тезис,
. ничто – антитезис,
. становление – их синтез.
Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом
становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это
ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как
бытие с некой определённостью, т.е односторонность и конечность наличного
бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая
тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества.
Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма,
игнорировавшего качественные изменения в мире.
Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его
мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть
единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично
сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах
которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры
приводит к появлению нового качества.
В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно
чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность.
Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в
основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру
изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.
В результате Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с
уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью
которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем
естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21