История философии (часть I)

интерпретации, становится аллегория, выполняющая роль кода для

рефлексии современной культуры, ситуации.

4. Новый методологический подход - "деконструкция", направленная на

разрушение уверенности в том, что текст обладает единственным и

фиксированным значением. Итогом стал разрыв связи между значением и

текстом.

5. Стирание пространственно-временных границ сопряженное с потерей

значимости традиции. Вместо нее на первый план выходит "цитирование"

как игра с "уже бывшим". Авторитет и опыт превращаются в ничто. Мир

выступает как плюралистичное нечто, не сводимое ни к одному

объединяющему универсальному принципу.

6. История поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления

"Стрела времени", колеблющаяся между полюсами. Время утрачивает модусы

и выступает как "прошлонастоящее". Форма теряет смысл, воцаряется

открытая антиформа, иерархия как принцип структурной организации

уступает место анархии; вместо углубления, традиции предлагается

ризома (специфическая форма хаотического развития).

Эти принципы, заложенные в основе постмодернисткого образа мира,

проявляются в понимании человека. Человек трактуется не как субъект" его

сущность сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому

бессознательному". В постмодернизме обосновываются принципы универсального

гуманизма, направленного на все живое во Вселенной и сопряженного с

критической рефлексией понятий "власть" и "свобода".

Власть анализируется в постмодернизме на микроуровне, на уровне

повседневности, сопрягаясь с попыткой осмысления средств и способов

манипулирования человеком в контексте социальности. Ее анализ не связан с

социальными институтами, государством, персонифицированным авторитетом

"Власть через и посредством языка" — вот наиболее итересующая постмодернизм

проблема.

Тема власти сопряжена с неклассическим пониманием свободы, с принципом

антииерархичносги и с культурным релятивизмом, направленными на преодоление

кризиса нравственности и легитимности в современном обществе.

9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопрос №1

Общая характеристика и основные проблемы русской философии.

Исторические условия развития философии в России

Русская философия — сравнительно поздние образование нашей национальной

культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире —

славянской) истории. Однако предпосылки (к ним мы отнесем прежде всего

историческое сознание и самосознание народа) еще не само явление, они лишь

подготавливают рождение и развитие его. Само же явление начинается с

обретения формы, адекватной своему содержанию.

Самостоятельное творчество в области философии, вернее - первые зачатки

его - мы находим в России лишь во второй половине XVIII века, в XIX же веке

начинается эпоха интенсивного, все более разгорающегося, философского

движения, которое определило пути философии в России. Было бы однако

большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы

были чужды русскому уму - в действительности они проявлялись достаточно

часто, но находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании.

В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в.

очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной

религиозной установкой. Общим ведь фактом в истории философии (так было в

Индии, в Греции, в средние века в Европе), является рождение философии, как

самостоятельной и свободной формы духовного творчества из недр религиозного

мировоззрения. Религиозное сознание, наряду с сомнением также способно

порождать философское творчество. Философская мысль движется изначальными

интуициями, которые, хотя и уходят своими корнями в религиозное

миросозерцание, но несут в себе свои собственные мотивы и вдохновения.

Существенно здесь, однако, то, что философская мысль растет лишь в условиях

свободы исследования, - и свобода внутренняя здесь не менее важна, чем

свобода внешняя.

В Западной Европе к этим двум источникам философского творчества

присоединилось еще огромное философское наследство, полученное ею от

античного мира. Запад естественно сознавал себя наследником античной

философии - особенно благодаря тому, что латинский язык был языком церкви.

Совсем иное находим мы в путях России: когда в ней стала пробиваться

философская мысль, она нашла тогда рядом с собой напряженную и активную

философскую жизнь на Западе. Не одно богатое прошлое в этой жизни, но и

живая философская современность вставала перед русскими умами в таком

богатстве и силе, что это не только пробуждало философские интересы, но и

стесняло их, давило на них. Нужны были огромные усилия для того, чтобы

совместить в себе необходимое ученичество и свободное собственное

творчество.

В силу этого в истории русской философии сочетание указанных трех

элементов философского творчества: (религиозного миросозерцания, свободы

исследования и философского наследия) оказалось иным, чем это было на

Западе.

С одной стороны, русская мысль всегда осталась связанной со своей

религиозной стихией, религиозной почвой. С другой стороны, вдохновение

свободы всегда было дорого русскому уму. Оба начала, нужные для

философского творчества (религиозное мировоззрение и свобода ума),

наличествовали в России, когда она, переболев татарское иго, а позднее (в

начале XVII века) так называемое "Смутное время", стала выходить на путь

самостоятельного культурного действования. Но третий фактор - наличность на

Западе богатой и творческой философской жизни - имели как положительное,

так и отрицательное значение. С одной стороны, приобщаясь к философской

культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного

искания философской мысли, с другой они быстро входили в сложную

философскую проблематику своего времени.

Но в философии собственное творчество было все же очень стеснено в России

именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в

плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям;

Россия вообще отвечала живым эхо на то; что совершалось на Западе. Мощь же

ее собственного гения впервые проявилась лишь с ХIХ-го века. К этому

времени философия в России уже нашла свои пути. Она не чуждалась Запада,

даже училась у него, но все же жила своими вдохновениями, своими

проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия

вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Деление истории русской философии на периоды.

Ничто так определенно не подтверждает Самостоятельность и

оригинальность русской философии, как наличность ее развития.

Как уже было отмечено, в собственном смысле слова, развитие русской

философии надо начинать лишь с ХIХ-го века (захватив два последних

десятилетия ХVIII-го века), но первым проявлениям самостоятельного

философского творчества предшествовал довольно большой период, который

можно назвать "прологом" к русской философии.

Особняком здесь выступает весь XVIII-ый век, когда Россия с

чрезвычайной стремительностью и даже горячим увлечением стала впитывать в

себя итоги европейской культуры. Вторая половина ХVIII-го века в России

являет нам грандиозную картину лихорадочного, частью поверхностного, а

частью и более глубокого усвоения западных ценностей. Тут было и простое

подражание, но было и страстное увлечение, вид творческого энтузиазма, -

было, вместе с тем, и пробуждение собственных творческих сил. Целый ряд

даровитых людей стремятся стать "с веком наравне", по выражению Пушкина.

XVIII-ый век - настоящая весна русского просвещения, побуждающая

русских людей прежде всего "учиться" у Запада. Но здесь нужно заметить,

что во всех сферах культуры, а в том числе и в сфере философской мысли

XVIII-ый век в России не является совершенно оторванным от предыдущих эпох.

Конечно, реформы Петра Великого создали несомненную грань между XVII-ым и

ХVIII-ым веком, но историческое исследование давно уже выяснило тот факт,

что и до ХVIII-го века Россия развивалась очень интенсивно. Собственно, уже

начиная с XI-го века, в России начинают развиваться различные творческие

движения, зачатки философского знания, которые развивались в синтезе с

другими формами духовной культуры (фольклором, религиозными писаниями,

поучениями, житиями святых и пр.)

Таким образом период до ХVIII-го века – это "пролог" к русской

философии. Он распадается на две части: а) весь период от XI-го века до

эпохи Петра Великого, в) ХVIII-ый век. Когда затем начинается период

самостоятельной философской мысли, то сначала философское творчество уходит

лишь на то, чтобы уяснить себе свои задачи, свой самостоятельный путь.

Такое положение длится больше полувека, но уже начиная с 70-ых годов (когда

появляются первые произведения Владимира Соловьева), русская философия

вступает на путь построения систем. Это - второй период в развитии русской

философии. В ХХ-ом веке русская философия не только развивается рядом с

западно-европейской философией, но начинает постепенно, особенно после

русской революции, выходить на путь мирового влияния.

Общие особенности русской философии.

Чрезвычайно важно отметить то, что исследователи русской философии видели

ее существенный недостаток в малом интересе к вопросам теории знания.

Некоторые историки даже считают этот слабый интерес к гносеологии признаком

философской незрелости? Но для этого нет решительно никаких оснований:

теория познания не есть центральная философская дисциплина. Ее можно

ставить нарочито в центр философии и из нее исходить, но как раз

внимательное историческое исследование показывает, что почти у всех

философов в центре их творчества действуют общие исходные интуиции - они,

(а не теория познания) определяют ход мыслей, логику построений.

В русской философии - насколько можно судить за два века ее

развития - есть некоторые своеобразные особенности, которые вообще

отодвигают теорию познания на второстепенное место. За исключением

небольшой группы правоверных кантианцев, русские философы очень склонны к

так называемому онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т .е.

к признанию того, что познание не является первичным и определяющим началом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты