История философии (часть I)

имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы:

1)соотношение мышления и материи

2)что первично – материя или сознание

3)как соотносятся душа и тело

4)есть ли жизнь после смерти и т.д.

Данные вопросы получили название смысложизненных, и они также составляют

содержание (предмет) философии. На них дает свой ответ религия, искусство,

но философия рассматривает их на своем, более высоком уровне.

Вопрос №3.

Роль философии в жизни человека и общества.

Основные функции философии.

Жизнь требует от человека совершенствования, энергичной

любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной

интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны глубже постичь тайны

природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины

человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу.

Все знания человечества многообразны и удивительно дифференцированы

между собой и внутри себя. Но для более эффективного познания бытия

необходим другой, обобщающеемудрый взор (как бы с высокой горы),

проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с

помощью веками отработанной системы предельно обобщающего категориального

строя разума.

Философия – это всё единосущее, «схваченное в мыслях».

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть

загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому

размышлению. Он всегда задавал сам себе вопросы, на которые не мог

ответить. На эти вопросы могло ответить только научное знание.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом

сложении – это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мире как

о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а

интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания

о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании,

о нравственности и т.п.

Именно философия даёт наиболее глубокие и обоснованные ответы на

Смысложизненные вопросы.

Функции философии:

Они характеризуют роль философии в жизни общества его модернизации,

разрушении догм, расширении границ и человека и представляют собой основные

направления ее применения для реализации своего назначения, цели и

конкретных задач.

Мировоззренческая функция - способствует формированию целостного взгляда

на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в

мире принципов взаимодействия природы, общества, человека.

Методологическая функция - выражается в разработке философией всеобщих

методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся

методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных

наук, а обосновывает подходы к их разрешению)

Гносеологическая функция - заключается в адекватном отражении

действительности, осмыслении природы познания и его возможностей,

выявлении условии его истинности.

Функция экспликации - заключается в выявлений универсалий культуры.

Аксиологическая функция - заключается в ценностном, морально-

нравственном, этическом, эстетическом, социальном, идеологическом и др.

восприятии явлений окружающего мира.

Социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на

процессы происходящие в обществе, причины его возникновения, развития.

Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, источники и

движущие силы, способы и формы его существования.

Критическая функция - выражается в критическом осмыслении достигнутых

знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении

границ познания.

Интеграционная функция - заключается в интеграции наук, разрешении

возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких

результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня

обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на

новый уровень знания).

Воспитательная функция - способствует социализации личности, ее

воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни.

Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции

развития природы, общества, человека на основе философских знаний об

окружающем мире.

2. Философия античности (Зрелая классика)

Вопрос №1

Философия Платона

Платон (427—347 до н.э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими

тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет

нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон

был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является

выражением его жизни, а его жизнь — выражением его философии.

Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова умеющий

затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на

гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого

дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не

было и не будет»(Г. Гегель).

Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит:«МИР - это не просто

телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с

единичным, а космическое - с человеческим». Космос — это своего рода

художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей.

Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а

управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон

божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили

тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По

Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых

предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и

исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное

бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между

бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии[1].

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды

или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это

смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь:

они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им

свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы,

парадигмы (от греч. paradigma— образец), по которым из бесформенной и

текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал

идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины,

заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения

координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она

своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название

Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в

христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего

сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах.

Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов.

Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на

граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола,

приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все

дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому

наказанию «нечестивцев».

Напомню одну мысль А.Ф. Лосева: Платон — восторженный поэт, влюбленный в

свое царство идей, противоречил здесь Платону - строгому философу,

понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон

был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного

царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и

возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что

возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия

«идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот

феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от

чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является

удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его

рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на

грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в

темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о

том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает

еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.

Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь,

судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней

различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-

волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть

души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же

чувственности есть добродетель благоразумия.

Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила,

способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным

началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено

способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне

противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное,

как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное

сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию

справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал

роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия

обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и

заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций

диалектики Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты