имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы:
1)соотношение мышления и материи
2)что первично – материя или сознание
3)как соотносятся душа и тело
4)есть ли жизнь после смерти и т.д.
Данные вопросы получили название смысложизненных, и они также составляют
содержание (предмет) философии. На них дает свой ответ религия, искусство,
но философия рассматривает их на своем, более высоком уровне.
Вопрос №3.
Роль философии в жизни человека и общества.
Основные функции философии.
Жизнь требует от человека совершенствования, энергичной
любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной
интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны глубже постичь тайны
природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины
человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу.
Все знания человечества многообразны и удивительно дифференцированы
между собой и внутри себя. Но для более эффективного познания бытия
необходим другой, обобщающеемудрый взор (как бы с высокой горы),
проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с
помощью веками отработанной системы предельно обобщающего категориального
строя разума.
Философия – это всё единосущее, «схваченное в мыслях».
Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть
загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому
размышлению. Он всегда задавал сам себе вопросы, на которые не мог
ответить. На эти вопросы могло ответить только научное знание.
Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом
сложении – это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мире как
о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а
интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания
о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании,
о нравственности и т.п.
Именно философия даёт наиболее глубокие и обоснованные ответы на
Смысложизненные вопросы.
Функции философии:
Они характеризуют роль философии в жизни общества его модернизации,
разрушении догм, расширении границ и человека и представляют собой основные
направления ее применения для реализации своего назначения, цели и
конкретных задач.
Мировоззренческая функция - способствует формированию целостного взгляда
на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в
мире принципов взаимодействия природы, общества, человека.
Методологическая функция - выражается в разработке философией всеобщих
методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся
методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных
наук, а обосновывает подходы к их разрешению)
Гносеологическая функция - заключается в адекватном отражении
действительности, осмыслении природы познания и его возможностей,
выявлении условии его истинности.
Функция экспликации - заключается в выявлений универсалий культуры.
Аксиологическая функция - заключается в ценностном, морально-
нравственном, этическом, эстетическом, социальном, идеологическом и др.
восприятии явлений окружающего мира.
Социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на
процессы происходящие в обществе, причины его возникновения, развития.
Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, источники и
движущие силы, способы и формы его существования.
Критическая функция - выражается в критическом осмыслении достигнутых
знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении
границ познания.
Интеграционная функция - заключается в интеграции наук, разрешении
возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких
результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня
обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на
новый уровень знания).
Воспитательная функция - способствует социализации личности, ее
воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни.
Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции
развития природы, общества, человека на основе философских знаний об
окружающем мире.
2. Философия античности (Зрелая классика)
Вопрос №1
Философия Платона
Платон (427—347 до н.э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими
тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет
нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон
был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является
выражением его жизни, а его жизнь — выражением его философии.
Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова умеющий
затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на
гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого
дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не
было и не будет»(Г. Гегель).
Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит:«МИР - это не просто
телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с
единичным, а космическое - с человеческим». Космос — это своего рода
художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей.
Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а
управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон
божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили
тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По
Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и
исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное
бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между
бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии[1].
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто
идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды
или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это
смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь:
они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им
свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы,
парадигмы (от греч. paradigma— образец), по которым из бесформенной и
текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал
идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины,
заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения
координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она
своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название
Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в
христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего
сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах.
Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов.
Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.
По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на
граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола,
приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все
дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому
наказанию «нечестивцев».
Напомню одну мысль А.Ф. Лосева: Платон — восторженный поэт, влюбленный в
свое царство идей, противоречил здесь Платону - строгому философу,
понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон
был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного
царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и
возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что
возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия
«идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот
феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от
чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является
удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его
рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на
грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в
темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о
том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает
еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.
Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь,
судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней
различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-
волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть
души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же
чувственности есть добродетель благоразумия.
Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила,
способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным
началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено
способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне
противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное,
как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное
сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию
справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал
роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия
обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и
заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций
диалектики Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21