История философии (часть I)

в человеке. Иными словами - познание признается лишь частью и функцией

нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а

потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения

к миру. Онтологизм русской философской мысли выражает не примат

"реальности" над познанием, а включенность познания в наше отношение к

миру, в наше "действование" в нем.

Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих

представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя

вопросы натур-философии очень рано привлекали к себе внимание русских

философов), - она больше всего занята темой о человеке (антропоцентризм), о

смысле и целях истории.

Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив —

нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они

рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Прежде всего это

сказывается в том, насколько всюду доминирует моральная установка. С этим

связано и напряженное внимание к социальной проблеме, но ярче всего это

обнаруживается в чрезвычайном, решающем внимании к проблемам истории.

Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о

"смысле" истории, конце истории и т. п. С другой стороны, именно здесь

проявляет свое действие так называемый "субъективный метод, т.е в анализ

исторической действительности привносится оценочный момент. Фактически

получается привнесение в философское творчество некоей внутренней цензуры,

отбрасывающей то, что представляется "опасным" в прикладной сфере, что

может "оправдать" те или другие "вредные" течения в общественной жизни. Эта

внутренняя цензура, конечно, подавляла свободные философские искания и

создавала опаснейшее приспособление теоретических построений к "злобе дня".

С обоснованием самобытного пути исторического развития России, не

только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому

выступили лидеры славянофильства — А. С. Хомяков (1804— 1860), И. В.

Киреевский (1806-1856). Плоды цивилизации в Европе, считали они, в

общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем

приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности

человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего»

в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно

противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и

заветы православия.

Славянофилам возражали западники (А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, В. П.

Боткин), утверждая, что Россия уже с петровских времен необратимо

«привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России

всегда ценилась «безумство храбрых». Спор славянофилов с западничеством XIX

век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы,

проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному,

т. е. капиталистическому пути развития.

Особое место в развитии русской философии занимает учение о космизме.

Русский космизм является философским направлением ставящим в центр своих

исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-

интуитивному познанию внеземных пространств. Он связан с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие

его обязано во многом непременному противопоставлению этого философского

направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это

противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,

способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному

воздействию на культуру научного исследования в XX в..

Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате

"Чтения о Богочеловечестве". Можно выделить несколько бесспорных идей

космизма Соловьёва:

. Идея всеединства, вечного органически целостного истинно сущего

мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала

бытие - это хаос).

. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)

божественной природе (человек являясь посредником между Богом и

материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную

множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы

(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых

моментов его эволюции и бытия.

. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как

гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое

мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем

самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,

подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического

созерцания.

Вопрос №1.1

Идея всеединства в русской философии.

Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней

формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы

такого множества тождественны между собою и тождественны целому , но в то

же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство , а образуют

особый полифонический строй . Но это описание , включающее формально

противоречивый тезис о тождестве части целому , не есть законченная

дефинизация . Более того , такой дефинизации и не может быть , поскольку

всеединство - категория особого рода , не допускающая исчерпывающего

дискуссионного выражения , а имеющая скорей характер интуитивно -

символического указания на некий специфический способ или строй бытия ,

который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях.

Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское

продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии,

связанных с апориями единого, бытия и иного, Вследствие этого, философский

вопрос: “как возможно всеединство “ не может иметь одного исчерпывающего

ответа, Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма

всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые

переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому

демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не

дают законченной экспликации этой природы. В итоге, в каждую эпоху жизни

философской традиции постижение всеединства заново оказывается проблемой -

так что всеединство выступает как некий топос философского мышления,

одновременно - предмет философствования и неиссякающее побуждение к нему,

один из вечных источников философского “удивления”.

Русские “ системы всеединства ” далеко не единообразны и вовсе не

составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с

предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для

каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному

корню - восходит принятое в ней понимание всеединства.

Итак, русская метафизика всеединства включает в себя философские учения ,

где концепция всеединства опирается на

- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев, П.А.Флоренский (

раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;

- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк , Л.П.Карсавин ;

- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;

-идеи античного символизма : П.А. Флоренский (позднее учение ) , А.Ф. Лосев

.

С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство - его

девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своем произведении “

Мифологический процесс в древнем язычестве” (1873) , он пишет о том , что

языческие боги “ лишь разнообразные выражения всеединого - to pan ” . А

вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной

философской системы, универсальный, конструктивный принцип . Подобная роль

всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева, тесно

связаны с основным рабочим методом этой философии - методом “ критики

отвлеченных начал”.

В частности, по Соловьеву, и бытие, когда оно отождествляется с

Абсолютным, выступает как отвлеченное начало ; его должный статус -

предикат сущего, ибо “ бытие есть отношение между сущим как таким и его

сущностью” . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а так как

Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое Сущее .

Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая сверхбытийна .

Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно также

становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть “ отрицательное

всеединство” или же “ чистое бытие , равному ничто ... принцип , с которым

нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести” . По Соловьеву ,

именно это бесплодное всеединство - исходное начало гегелевской логики , “

принцип Гегеля ” .

Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер. долгое время

мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она

положила начало активнейшему философскому движению, в русле которого за

короткий срок возникает обширный ряд религиозно-философских систем .

Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания

-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного

как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат

гносеологических установок и категорий над онтологическими .

Абсолютное Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко

всему сущему в мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же

трактуется им гносеологически - как определение содержания знания ,

познающего предмет , истинное суждение о предмете. Наконец , концепции

всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются

у Трубецкого с помощью идеи преображения , одной из коренных идей русского

религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но

сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы ; и он является не

чуждым чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты