в человеке. Иными словами - познание признается лишь частью и функцией
нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а
потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения
к миру. Онтологизм русской философской мысли выражает не примат
"реальности" над познанием, а включенность познания в наше отношение к
миру, в наше "действование" в нем.
Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих
представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя
вопросы натур-философии очень рано привлекали к себе внимание русских
философов), - она больше всего занята темой о человеке (антропоцентризм), о
смысле и целях истории.
Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив —
нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они
рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Прежде всего это
сказывается в том, насколько всюду доминирует моральная установка. С этим
связано и напряженное внимание к социальной проблеме, но ярче всего это
обнаруживается в чрезвычайном, решающем внимании к проблемам истории.
Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о
"смысле" истории, конце истории и т. п. С другой стороны, именно здесь
проявляет свое действие так называемый "субъективный метод, т.е в анализ
исторической действительности привносится оценочный момент. Фактически
получается привнесение в философское творчество некоей внутренней цензуры,
отбрасывающей то, что представляется "опасным" в прикладной сфере, что
может "оправдать" те или другие "вредные" течения в общественной жизни. Эта
внутренняя цензура, конечно, подавляла свободные философские искания и
создавала опаснейшее приспособление теоретических построений к "злобе дня".
С обоснованием самобытного пути исторического развития России, не
только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому
выступили лидеры славянофильства — А. С. Хомяков (1804— 1860), И. В.
Киреевский (1806-1856). Плоды цивилизации в Европе, считали они, в
общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем
приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности
человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего»
в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно
противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и
заветы православия.
Славянофилам возражали западники (А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, В. П.
Боткин), утверждая, что Россия уже с петровских времен необратимо
«привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России
всегда ценилась «безумство храбрых». Спор славянофилов с западничеством XIX
век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы,
проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному,
т. е. капиталистическому пути развития.
Особое место в развитии русской философии занимает учение о космизме.
Русский космизм является философским направлением ставящим в центр своих
исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-
интуитивному познанию внеземных пространств. Он связан с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
его обязано во многом непременному противопоставлению этого философского
направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это
противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,
способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования в XX в..
Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате
"Чтения о Богочеловечестве". Можно выделить несколько бесспорных идей
космизма Соловьёва:
. Идея всеединства, вечного органически целостного истинно сущего
мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала
бытие - это хаос).
. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)
божественной природе (человек являясь посредником между Богом и
материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную
множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем
самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,
подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
Вопрос №1.1
Идея всеединства в русской философии.
Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней
формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы
такого множества тождественны между собою и тождественны целому , но в то
же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство , а образуют
особый полифонический строй . Но это описание , включающее формально
противоречивый тезис о тождестве части целому , не есть законченная
дефинизация . Более того , такой дефинизации и не может быть , поскольку
всеединство - категория особого рода , не допускающая исчерпывающего
дискуссионного выражения , а имеющая скорей характер интуитивно -
символического указания на некий специфический способ или строй бытия ,
который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях.
Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское
продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии,
связанных с апориями единого, бытия и иного, Вследствие этого, философский
вопрос: “как возможно всеединство “ не может иметь одного исчерпывающего
ответа, Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма
всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые
переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому
демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не
дают законченной экспликации этой природы. В итоге, в каждую эпоху жизни
философской традиции постижение всеединства заново оказывается проблемой -
так что всеединство выступает как некий топос философского мышления,
одновременно - предмет философствования и неиссякающее побуждение к нему,
один из вечных источников философского “удивления”.
Русские “ системы всеединства ” далеко не единообразны и вовсе не
составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с
предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для
каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному
корню - восходит принятое в ней понимание всеединства.
Итак, русская метафизика всеединства включает в себя философские учения ,
где концепция всеединства опирается на
- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев, П.А.Флоренский (
раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;
- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк , Л.П.Карсавин ;
- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;
-идеи античного символизма : П.А. Флоренский (позднее учение ) , А.Ф. Лосев
.
С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство - его
девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своем произведении “
Мифологический процесс в древнем язычестве” (1873) , он пишет о том , что
языческие боги “ лишь разнообразные выражения всеединого - to pan ” . А
вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной
философской системы, универсальный, конструктивный принцип . Подобная роль
всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева, тесно
связаны с основным рабочим методом этой философии - методом “ критики
отвлеченных начал”.
В частности, по Соловьеву, и бытие, когда оно отождествляется с
Абсолютным, выступает как отвлеченное начало ; его должный статус -
предикат сущего, ибо “ бытие есть отношение между сущим как таким и его
сущностью” . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а так как
Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое Сущее .
Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая сверхбытийна .
Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно также
становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть “ отрицательное
всеединство” или же “ чистое бытие , равному ничто ... принцип , с которым
нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести” . По Соловьеву ,
именно это бесплодное всеединство - исходное начало гегелевской логики , “
принцип Гегеля ” .
Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер. долгое время
мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она
положила начало активнейшему философскому движению, в русле которого за
короткий срок возникает обширный ряд религиозно-философских систем .
Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания
-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного
как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат
гносеологических установок и категорий над онтологическими .
Абсолютное Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко
всему сущему в мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же
трактуется им гносеологически - как определение содержания знания ,
познающего предмет , истинное суждение о предмете. Наконец , концепции
всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются
у Трубецкого с помощью идеи преображения , одной из коренных идей русского
религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но
сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы ; и он является не
чуждым чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21