всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является
отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,
разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа
зла. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает
возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя,
а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное
всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а
второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его
материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения.
"В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом
в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает
саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая
и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по
фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с
природой внешнего мира, человек является естественным посредником между
Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала
в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" .
Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и
причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону.
Таким образом можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего
мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала
бытие - это хаос).
. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)
божественной природе (человек являясь посредником между Богом и
материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную
множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем
самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,
подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова
В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:
стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос".
Как раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела"
проект "регуляции природы" . Он включает некоторые конкретные предложения,
в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих
пор применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы":
об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении
новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только
всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением
беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому
пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с
трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу,
уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с
Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной
активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.
Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот
космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир
неразумия, "странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется,
назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так
как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты.
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова
становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и его
(космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это
христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в
измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора
приобретает утопические черты.
Вопрос №3
Учение о цельном знании Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный,
христианский философ и поэт, основоположник учения о цельном знании и
всеединстве.
Идея "цельного знания" была воспринята Соловьевым от славянофилов и
давала ответ на вопрос о смысле человеческого существования и конечной цели
космо-исторического процесса. Субъектом этого процесса выступает
человечество как единый организм (всеединство). Содержанием цельного знания
выступает органический синтез науки (эмпирии), умозрительной философии и
религиозной веры.
В силу этого, несмотря на теологическую проблематику, богословствование
Соловьева нетрадиционно, т.к. содержит естественнонаучные данные,
рациональное философское теоретизирование, христианскую мистику. Эти
разнородные элементы объединяет религиозно-антропологическая проблема
всеединого "богочеловечества", разрешение которой в личном и общественном
спасении человека через соединение с Богом.
В обосновании возможности достижения "цельного знания" Соловьев
использует диалектику Гегеля, концепцию творческого акта интеллектуальной
интуиции Шеллинга. Используя эти концепции, рационально раскрывает
содержание Божественного сущего – Абсолюта. В последнем содержится два
противоположных полюса:
первый – свобода от всяких форм (Единое),
второй – производящая множественность форм сила (напоминающая
шопенгауэровскую волю), которая есть потенция бытия или первая материя.
Неразрывность этих полюсов означает, что Абсолют не может быть
представлен иначе, как осуществленным в материи, а материя, в свою очередь,
как осуществленный образ Единого. Первый полюс Абсолютного есть сущее
всеединого, а второй – становящееся всеединое. Абсолютное не может
существовать иначе, как осуществленное в своем другом. Этим другим является
человечество, в котором всеединство получает собственную внутренюю
действительность, находит себя, осознает себя. Именно в человеке
всеединство становится актуальным, в дочеловеческом же мире оно лишь
потенциально. Становление всеединства – длительный и напряженный процесс,
проявляющийся вначале идеально как возникновение целей и норм человеческой
деятельности. Душой мира выступает София (третье лицо божественной Троицы)
– собирательница всего сущего, вечно женственное начало. Цель мировой
истории– достижение единства между Богом и внебожественным миром.
Связывающим звеном этого единства является, в силу своей нравственности,
человек. Объективные нормы нравственной жизни воплощаются в
богочеловечестве как едином организме, тогда как отдельный индивид – его
абстрактное проявление. Выступает с критикой субъективизма в этике Канта,
глубоко анализирует "естественные корни нравственности" - стыд, жалость,
благоговение.
Вслед за Шеллингом отождествляет философию с художественным творчеством.
Состояние экстаза, вдохновения В.С.Соловьев считает началом философского
познания. "Цельное знание" возможно лишь как синтез философии
(интеллектуальная интуиция), религии (откровение) и искусства (продуктивная
способность воображения). Разрабатывал проблему эстетики , роли искусства,
высшая цель которого – теургия, т.е. претворение действительности в
идеальную, преображенную телестность.
В своем творчестве В.С.Соловьев испытал глубокое влияние Спинозы, Канта,
Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана и других, но в тоже время сохранил
и развил традиционные черты и проблемы русской философии (образность,
объединительные историософские мотивы, проблемы нравственности, познания,
мира и человека). Философия В.С.Соловьева во многом определила духовную
жизнь первых десятилетий XX века в России, оказала воздействие на поэзию
А.Блока, А.Белого и других. Под знаком идей всеединства шло развитие
русской религиозной философии конца XIX -начала XX века. Основные
произведения: "Духовные основы жизни", "Смысл любви", "Оправдание добра",
"Первое начало теоретической философии", "Три разговора".
Вопрос №4
Познание как конкретное описание и интуитивное постижение Франка.
В учении о познании Франк исходит из того, что знание необходимо есть
знание о предмете, т. е. о некоем бытии, существующем независимо от нашего
познавательного отношения к нему. Это означает, что знание всегда имеет
своим предметом нечто находящееся за пределами нашего сознания,
трансцендентное ему, т. е. некое неизвестное. И в этом факте таится уже
первая загадка познания: как можно познавать, не зная, что именно мы
намерены познать; нельзя познавать что-либо вообще просто неизвестное
нечто, точно так же как невозможно сознательное осуществление какой-либо
цели без предвосхищения этой цели.
Но предположим, что нам каким-то образом удалось разрешить эту
трудность и получить некоторые знания о предмете. Тогда возникает, по
мнению Франка, новая загадка в понимании природы познания — ведь мы,
очевидно, должны различать содержание предмета знания и содержание знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21