История философии (часть I)

искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить,

оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика —

это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая

всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений,

убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого,

тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы

Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику

понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет»,

непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению,

Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в

суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны

не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются

результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной

души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий

относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому:

они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным

множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной

мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и

состоит суть его объективного идеализма.

О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий

рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории

приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне.

Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее,

движение, покой, тождество, различие.

Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические

категории (тождество и развитие). Платон трактовал категории как

последовательно вытекающие друг из друга.

Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на происхождение

общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не

способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д.

В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную

им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом

земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания

жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей,

которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое

«идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии,

допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному

управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только

аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и

ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу,

и им не место в органах государственного управления. Охранять государство

должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не

должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других

граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону,

должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в |гражданах

благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна

преследовать и вся система воспитания и образования.

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о

государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм

государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть

социально-философских взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу - аристократия, в

том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял

тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государственного устройства,

а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы

государства — результат «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже

худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже,

например, аристократической монархии.

Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими

проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа

высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни

общества. Нравственное миросозерцание мыслителя развивалось от «наивного

эвдемонизма»1 (Протагор) — оно согласуется со взглядами Сократа: «благо»

как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и

приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали (диалог

«Горгий»). Именно во имя этих идей Платон обличает весь нравственный строй

афинского общества, осудившего себя в смерти Сократа. Идеал абсолютной

объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека:

доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и

счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит

Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от

плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте.

В таких диалогах, как «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика», этика

Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души,

отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей

светской жизни. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше

всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности

находится в сверхчувственном мире. Ведь душа, как уже говорилось, получила

свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она

обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир

несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы

возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу,

который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет"); в том, чтобы освободить

душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире

умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Именно таким

путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и

вернуться к исходному, обнаженному состоянию1.

Этой тенденцией не исчерпывается этическое учение Платона; наряду с ней

излагается примиряющая эвдемоническая позиция, которая позднее все более

сказывается в его диалогах (например, "Филеб» и «Законы»), хотя она

проявляется и раньше: в самой чувственности Платон высвечивает эрос,

стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Вопрос №2

Философия Аристотеля

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях

Аристотеля (384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически

вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную

систему конкретно-научного и собственно философского знания в его

удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество

училось, учится и будет учиться в веках у него философской культуре.

Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он

расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская

теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.

Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина

дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром

чувственных вещей и миром идей.

Онтология Аристотеля

Материя и форма (эйдос).

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель

считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть

из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться и своем количестве.

Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит

лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как,

скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность

превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму.

Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря

которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина

становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего

рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим

гончар - бог (или ум-перводвигатель).

Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в

возможности уже содержится в материи и путем естественного развития

получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в

связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Т.о. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они

представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает

как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем

мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина

мироздания.

Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы),

выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель

усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное

объяснение. Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением

философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия

его уровней — от материи как возможности к образованию единичных форм бытия

и далее — от неорганических образований к миру растений, живых существ,

разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у

Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически

связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как

«место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых

событий и состояний.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой

основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее

признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем

признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты