История философии (часть I)

пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения.

Исследования В. И. Ленина по экономике также подчинены идее социального

преобразования, ликвидации частной формы собственности. Подчиненной

политическим задачам оказалась и философия. Н. А. Бердяев отмечал: «Все

миросозерцание Ленина было приспособлено к технике революционной борьбы».

Наряду с этим, будучи теоретиком марксизма, В. И. Ленин разработал далее

марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые

положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Философских

тетрадях», в статье «О значении воинствующего материализма» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной

философии —о сущности, формах и типах государства, о критериальных

признаках социальных классов и т. д. На некоторых из проблем общей

философии остановимся подробнее и первой из них будет проблема материи.

Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с

веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что

физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае,

материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что

открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс

поле. В. И. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое

определение. «Материя, —отмечал он,—есть объективная реальность,

существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им». Это

определение дано в плане противоположения «Я» и «Мир». Под ним разумеется

уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные

отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или

косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно

мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной

вопрос мировоззрения.

Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала

совпадение представлений человека и действительности. В. И. Ленин не только

расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и

явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Но он еще выдвинул

положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не

зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно

по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична). В. И.

Ленин сформулировал также положение об истине как процессе (при анализе

истины в качестве теории): он показал, как соотносятся между собой

абсолютная и относительная истины, как из одной относительной истины

вырастает другая, более полная.

Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что

практика не только абсолютна (в плане критики агностицизма), но и

относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.

е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может

служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем

развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика

вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.

Проблема всеобщего метода познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленина

выявлена структура («элементы») диалектики как теории и как всеобщего

метода. В диалектику оказались включенными категории, выступающие в

процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную

деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и

др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и

теории познания.

Проблема кризиса естествознания была особенно актуальна во времена

Ленина. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути

установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они

делали после своих исследований. В. И. Ленин подробно проанализировал

кризис в физике, выявил его гносеологические, общеметодологические и

социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его

преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой

диалектики.

Проблема союза философии и естествознания. Эта проблема, развивавшаяся

многими философами прошлого, в том числе отечественными (особенно А. И.

Герценом), была не только теоретически разработана дальше В. И. Лениным, но

и поставлена как практическая, политическая задача. В работе «О значении

воинствующего материализма» (1922) он выдвинул положение о необходимости

установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-

некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже

естественниками, стоящими на позициях идеализма). В. И. Ленин как глава

государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после

Октябрьской революции.

6. ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Вопрос№1

Философия жизни (Интуитивизм А.Бергсона)

Философия жизни развивалась не только в Германии.

Анри БЕРГСОН - представитель философии жизни - был наиболее известным и

влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.

Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом"

познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его

стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания

теорией жизни".

"Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной

реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы

пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку

зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна -

вот в чем Бергсон совершенно уверен.

Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью

интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять

непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно

считавшиеся философскими.

Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Это течение

философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство

познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и

философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм

возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.

Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие

оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными

объектами.

"Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием

жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее"

время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного"

времени. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную

работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает

физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории

относительности.

Бергсон утверждает, что под научным понятием времени -

"опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая

"нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в

соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона

есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от

механическо-физического времени.

Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им

"творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть

"творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и

разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая

эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв". Он

абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную. Скорее

всего она является натурфилософской.

В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и

религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа

морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ.

"Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить

целостность и устойчивость существующей социальной структуры.

В отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые и

враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно

объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии,

возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными

личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм

"замкнутого общества".

Вопрос №1.1

Философия О. Шпенглера

О.Шпенглер - классик "философии жизни" первой половины XX века и один из

основоположников современной философии культуры, предложивший миру, сразу

после I-ой мировой войны, капитальный культур-философский труд "Закат

Европы" как живой отклик на происходящие события. Это произведение сразу

сделало Шпенглера европейской и даже мировой знаменитостью.

В своей философии Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым

традиционно обращались философы-академисты, а к эмоциональной, отзывчивой

сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление

апокалипсиса

Европы.

Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала из:

. Во-первых, мировоззренческих установок Шпенглера, который избегал

какие бы то ни было отношения с представителями академической

философии, не принимал и не признавал традиционные философские школы и

направления.

. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные

впечатления о происходящих событиях, заставили задуматься и навеяли

мысль о возможности мирового военного конфликта. Осмысление такой

возможности приводит к переориентации первоначального политико-

публицистического характера его основной работы в русло историологии и

философии культуры.

Шпенглера ставит перед философией в качестве главной задачи "понять мир как

историю". Для него всякое историческое исследование есть настоящая

философия.

Он развивает свои в рамках двух традиций - органицизма и иррационализма.

. Органисцизм. Центральная идея органицизма состоит в интерпретации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты