ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда
причина трагического конца Сократа.
#4. Философия Платона.
Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия,
идеи или «эйдосы» – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по
своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас,
т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами
чувств, есть особый духовный мир идей.
Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для
такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от
конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны.
Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные
сущности.
Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того,
каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей.
Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами.
Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к.
человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет
воспоминания об этом мире.
Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных
обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества,
но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту
утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи
государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность
и справедливость.
Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные
касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.
1. Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за
соблюдением его законов.
2. Воины, которые защищают его от внешнего врага.
3. Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до
ремесленников и торговцев.
Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его
законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а
человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются
государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности
интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство
должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках
государства должно быть жесткое единство.
Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает
в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность
подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от
осмысленности существующего – к конструированию будущего.
#25. Русский космизм.
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего
взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и
Циолковский.
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во
Вселенной: материального и духовного.
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или
принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего
«элементами суждений» и оттого они вполне субъективны. Без материи не
существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а
значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но
и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы
чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая
материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир
как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух
измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела-
живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по
количеству степенью раздражительности.
Т.к. «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и
страдания, более того, к его сущности относится и само «я» – сознание или
разум. Разум , основанный на «эгоизме атома» , доводится до совершенства в
человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не
только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира.
Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для
несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без
потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете
преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который
перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только
в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных
разумом.
Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная
эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым
веществом ( совокупностью живых организмов).
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом
веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если
рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе
исторического времени, в костном – в масштабе геологического.
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком
принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом
техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на
расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это
свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии
человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно
решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы
наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества,
связанного с научным прогрессом.
#26. Философская концепция бытия. Категория материи.
Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую
объективно, вне и независимо от сознания человека.
Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет
решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из
материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес
метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному
миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность,
объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё
личности.
Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из
которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное,
самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся
(Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное,
воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан
историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического
идеализма.
В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия
(органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного
уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное
бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает
историческую концепцию бытия.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и
систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и
форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные
наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут
быть познаны в будущем.
В материалистической философии материя определяется как субстанция,
основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-
идеалистическому пониманию мира.
В домаркистской философии и естествознании материя часто понималась как
философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических
элементов, либо с такими свойствами материи как масса.
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые
не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне
пространственно-временного континуума.
#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.
Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это
адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного
или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная
реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство
знания, а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и
независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в
динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают
объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения
обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью
решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной
информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического
феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью
ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и
сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных
мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко
совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и
доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь
призрак.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17