все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность
человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие";
аристократические расы должны господствовать над низшими.
Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно
социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок
представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он
не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация
располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту
способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая
социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных
факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни
в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -
биологическая и социальная.
Социальными являются открытия в науке.
Проблема необходимости и свободы личности
Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский,
религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются
направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).
Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он
ставит человека в полную зависимость от природной или социальной
необходимости.
В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует
концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в
обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.
Предназначение человека. проблема жизни и смерти
Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти
всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования
живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о
смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной,
духовной жизни.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе
есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы
смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от
мировоззренческих установок.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не
представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,
систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё
существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь
процессом умирания.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях.
Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает
новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он
самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и
более длительное, чем у индивида, существование.
#39. Познание и практика. Формы познавательной деятельности.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации
потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных
объяснениях природы.
Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со
временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём
объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором
изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к
реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его
достоверности и истинности.
Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.
Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни
один гений.
В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и
группа людей и человечество в целом.
Объект - вся существующая реальность.
Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта
познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит
активный характер.
Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат
деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного
воздействия на субъекты познания.
Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это
отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который
человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития
общества.
Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты:
определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически
развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия
на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом
сознании совершается в определённых формах
. Принято разделять 2 стороны познания:
чувственная и логическая.
Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с
непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе
ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление -
устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом.
Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного
познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной
способности человека - "рациональной".
В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение
(иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)
.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки
вещей.
Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями
действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в
которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о
чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения,
представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое
суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и
чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.
Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его
представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную
линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт,
Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и
поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику
достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём
взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного
постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное,
поступательное развитие знания.
#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.
Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность
как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.
Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до
н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое:
“все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в
мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное
высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть,
рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они
обуславливают и переходят друг в друга.
Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его
воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через
борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”,
т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир,
единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и
будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно
угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его
изменчивость и его неизменную природу.
Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и
меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все
элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по
себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал
диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что
движение немыслимо без противоречий).
К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:
1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией,
она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.
2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к
высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).
#2.Античный атомизм.
Атомизмом называется такая научная и мировоззренческая концепция
(картина мира), которая рассматривает в качестве первоосновы всего
существующего некоторые дискретные образования.
Концепция атомизма возникает в античной философии в Vв. до н.э.
Зарождение атомизма связано с именами Левкиппа и Демокрита, позже –
Эпикура. Источников почти нет, восстанавливаем по критическим
произведениям. Наиболее полное изложение атомизма дает Лукреций Карр
(римский поэт).
Натурфилософское осмысление мира началось со стихий, которые текут и
меняются, нет ничего постоянного. В противовес таким воззрениям возникает
концепция Элеатов: истинное бытие должно быть неизменно, едино. Движение
немыслимо без противоречий. Доказательство этому – апории Зенона.
Атомизм был выходом из создавшегося кризиса. Идея атомизма возникла в
античной философии как средство разрешения противоречия более ранних
натурфилософских концепций (милетцев и элеатов) и как результат анализа
понятий конечного и бесконечного, единого и многого.
Атомы мыслились как первоэлементы, кирпичики мироздания, причем, вечно
существующие, т.е. несотворимые и неуничтожимые.
При этом атомы представлялись бесконечно разнообразными, прежде всего по
форме. Многообразие вещей, которые возникают в процессе взаимодействия
атомов, объяснялось как многообразием самих атомов, так и многообразием их
сочетаний и взаимодействий.
Существование атомов предполагало и существование пустоты, в которой они
движутся. Таким образом, любые тела состоят из атомов и пустоты. Как
говорил Демокрит: ”Начало вселенной – это атомы и пустота. Все остальное
существует лишь во мнении”. Атомы находятся в постоянном движении, причем
это движение носит необходимый характер. Но эта необходимость не является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17