Кандидатский

самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому

себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление

избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-

ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им

казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем

личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же

разъяснить чел-ку его подлинные интересы.

Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что

правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об

общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях

может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма

атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на

вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.

14. Философия Канта.

1724-1804. теретическая деятельность Канта делится на два периода:

1.Докритический – занят вопросами ф. природы. Работает в областях нек-х

разных наук. Деятельность Канта относится и к истории ф. и к истории науки.

Наиболее значительное достижение – космогоническая гипотеза (1755). Впервые

сказал о том, что можно дать критику естественного происхождения солнечной

системы из нек-ой туманности (диффузного существования вещ-ва). Позже это

было развито Лапласом. В истории – гипотеза Канта-Лапласа.

2. Критический.- складывается собственная ф. система. «Критика чистого

разума», «Критика практического разума», «критика способности суждения».

«Критика чистого разума» - анализирует сам процесс чел. познания.

Познание начинается с опыта. Никаких знаний, предшествующих опыту быть не

может. Но это не означает, что все наше знание выводятся только из опыта.

Данные опыта упорядочиваются и организуются нашим сознанием. Формы этой

деятельности нашего сознания являются априорными и носят синтетический,

организующий характер. Даже наглядное представление действительности

возможно только в результате действий синтезирующих форм сознания.

Формы: пространство и время (так устроена наша голова). В дальнейшем все

наше знание устраивается и развивается в логических категориях и понятиях,

вкл. понятие причинности (они тоже априорны т.е. даны нам от рождения).

Отсюда:

1. Кант решает свою задачу – доказывает всеобщность научного знания.

2. Т.к. наши знания имеют к.-бы два источника: а) внешний мир, кот.

вызывает у нас ощущения, б)априорные формы нашего сознания, поэтому мы

не в праве говорить, что мы знаем мир сам по себе. Мы знаем мир каким

он нам является и упорядочивается нашими априорными формами сознания.

сам же объективный мир является «вещью в себе».

#32.Категория явления и сущности.

Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая относительно устойчивая

сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его

природу, совокупность черт и другие хар-ки.

Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные и изменчивые хар-ки того

или иного предмета относительно самостоятельной области объективной

реальности. Это то, как сущность проявляет себя вовне, при взаимодействии с

другим объектом.

Сущность тела(А) может пониматься двояко, как 1. Главное, основное

(законы, структура и др.)

2. внутренняя сущность предмета

Явление – внешнее, т.е. проявляющаяся во взаимодействии тела (А) с

другими телами.

Кант: мир явлений зависит от человека. Сущность трансцендентна

(непостижима) т.е. «вещь в себе».

Антология – учение о бытии не зависимо от человека (сущность и явление

существуют независимо от чел-ка.

Гносеология – возможность познания мира, сущности при помощи научных

средств.

Экзистенция – наша жизнь. Зачем я живу. Ищем сущность.

Платон: сущность 1 порядка = общее.

Прежде всего сущностью мира являются з-ны мира. Они ненаблюдаемы. Они

внутренни. Сущность может быть и общей и конкретной.

#33. Категории элементов, структуры, системы. принцип системности в

познании.

Одно из самых важных изменений в понимании мира – это понимание

системного объекта.

Система – некоторое образование внутренние связи кот. устойчивы. Св-

ва системы отличаются от св-в элементов, кот. ее образуют. Система в

большей степени зависит от структуры, чем от ее элементов. С изучением

структур связано одно из важнейших открытий 20в. – способность к

самоорганизации. Способность к самоорганизации и способность сложных систем

к преобразованию – это тип связей и взаимодействий, кот. не описывается на

уровне причинных связей. Т.о. природа понимается как нечто более сложное,

чем несколько десятилетий назад и нечто способное к самоорганизации.

Изменения в научной картине мира не перечеркнули классических з-ов

диалектики. Но эти з-ны отнюдь не исчерпывают действительные связи и

отношения развивающегося мира.

#23. Философия и общественная мысль России XVIII. Ломоносов. Радищев.

Петровские реформы привели к изменениям в культурном развитии страны.

Появилась наука.

М.В.Ломоносов – стал одновременно философски мыслящим ученым. Исходил из

того, что ф. осмысление мира – одно из условий и предпосылок научного

познания.

Отстаивал независимость научного мышления от религии, используя теорию

двойственности, разделяющую религию и природу. в натурфилософской картине

мира он развивает теорию развития мира, кот. соответствует науке этого

времени (материя – протяженное, непроницаемое, делимое на части).

Вносит две важные идеи:

1. Формулирует з-н сохранения материи и движения (1748)

2. Опираясь на очень ограниченный экспериментальный материал формулирует

идею о двух уровнях организации материи: молекулярном и атомном.

В первую очередь оставался ученым, а не ф. предпочитал не обсуждать

вопросы ф., кот. на данный момент не нужны науке. Л. не разрабатывал

специально теорию познания, но в целом свою позицию формулировал так: 1.

Познаваемость мира 2. Единство теории и практики.

Идея Л. это первая в Росси форма натурфилософского мышления, свободного

от религиозного духа.

Радищев. Осмысление социальных противоречий общ-ва и поиски путей их

разрешения. Первый подвергает критике крепостническую систему. Размышлял о

путях преобразования общ-ва. Революционный – один из возможных.

Критика сущ. порядка вызвала репрессии относительно Р. была своеобразная

гипотеза исторического круговорота ( «Вольность»). На русскую общ. мысль он

повлиял своей критикой сущ. строя. («Пут-вие из П-га в М-у»).

Выступает как родоначальник русской ф. («Трактат о человеке его смерти и

бессмертии») в трактате, осмысливая проблему смертности или бессмертности

души, подвергает анализу весь круг вопросов, связанных с человеческим

познанием и с пониманием сущности человека. Он как-бы вкл. в диалог

развернутый в европейской ф. и прежде всего довольно точно излагает Фр.

материалистов. Он критикует их за то, что они представляют человеческое

сознание как пассивное отражение мира и результируют картину мира как сумму

этих отражений.

Радищев говорит, что сознание самостоятельно, что если лестница природы

привела человека к сознанию, то по какому праву мы говорим, что нет и не

может быть более высокой стадии духовного существования. Нельзя утверждать,

что Р. дал окончательное решение в своем трактате. Это скорее книга- -

вопрос, книга- -искание. Но само написание этой книги свидетельствует о

достижении в русской ф. мысли новой стадии развития.

#24 Философская и общественная мысль России XIXв. (основные направления).

Складывалась и развивалась, прежде всего, как ф. истории.

Очень мало вопросов теологии и познания, в отличие от Европы. Эти

особенности русской ф. мысли имели основы в самом русском общ-ве, кот. по

уровню и хар-ру своего развития отличалась от современной Европы и гос-в

востока.

В этих условиях русские мыслители неизбежно должны были оценивать общ-

во, в кот. они живут, обдумывать пути его развития. Но анализ подобных

вопросов требовал выработки к-то общефилософской позиции, ибо только таким

путем можно было пытаться давать к-то обоснованные ответы на эти вопросы,

причем в самой действительности.

Объективно существовали разные тенденции, разные возможности развития и

разные общественные интересы. Все это создавало объективные основы для

разнообразных ф.-исторических концепций.

Одной из значительных фигур на этом пути был Чаадаев, от него берет

начало само проблемное поле русской мысли 19в. Это вопрос об особенности

русского общества и гос-ва и о его месте в истории.

Русские ф. были противниками и капитализма, и марксистского социализма,

и существующего в России строя. Они говорили, что русский народ –

богоносец. Но после самосудов в 1917 они вынуждены были сказать, что «зверь

вышел из клетки. И это зверь – его величество народ». Они зашли в тупик

т.к. у них пропал предмет веры (Бердяев, Соловьев и др.)

У Солженицына даже в настоящее время есть такие отголоски.

#46. Описание, объяснение, предсказание как гносеологические функции науки.

В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание, протоколирование.

Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность

воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной

зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих,

исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как

устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует

объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный

набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы

используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих

знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,

кот ими обосновываются - объясняемыми.

Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты