Кандидатский

образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие

аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С

помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на

различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о

принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю

математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не

исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала

создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается,

образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в

ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность

гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

#61 Мораль и ее роль в жизни общества.

Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,

привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции

действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид

общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ.

энциклопед. словарь).

Исторически:

Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть

результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных

моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами

человеческой души.

Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в

неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль

эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм

разумным.

Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о

неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории

человечества.

Объективно:

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции

действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с

ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и

организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и

проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности

(как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения,

взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и

исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных

представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное

сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).

Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой

некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени,

данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную

систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное

понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить,

что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое

совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы

общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком,

безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило,

содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что

позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Историческое развитие морали связано и со становлением элементов

общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии

прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем

большие требования предъявляются к духовному миру человека.

#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.

Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П.

Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть

историческую динамику развивающегося научного знания.

Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания

привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука –

обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить

движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и

др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией

ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как

органическую часть науки.

К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию

неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:

1) логическая невозможность «чистого наблюдения» в силу теоретический

нагруженности.

2) Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух

различных осмысленных суждений.

Истина принципиально недостижима (даже трава есть красная).

Главный источник науки – не накопление фактов, как утверждали

неопозитивисты.

Наука появляется, когда появляется проблема. И с ее решением начинается

рост научного знания.

Три мира Карла Поппера:

1. физическая реальность (я, ты)

2. субъективный мир (чувства, ощущения)

3. объективный (законы, правила)

Реально существует только правдоподобие – приближение к истине (похожесть

на истину). Научные теории сменяются одна другой вследствие «фальсификации»

каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный

факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более

правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким

образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория

несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире

люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели

черных).

Рост науки совершается как бы по Дарвину, выживает наиболее

правдоподобные из теорий, а истина не дана.

#49. Постпозитивистские концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.

Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире

чем научная теория, это господствующие в данный момент времени

фундаментальные представления о предмете и методах изучения.

Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых

складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто

занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного

сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты

становятся равносильными.

Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из

парадигмы или входит в нее.

Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой

парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к

кризису.

Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет

научной революцией.

Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической

революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе

науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а

происходит скачок; научная революция.

Этапы развития науки:

1) допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о

проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);

2) парадигма (возникает нормальное развитие);

3) смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет

наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).

И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс

выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских

программ, та, что более продуктивна, побеждает.

П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний

требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление

«гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм.

Защищает гипотезы более фундаментальные.

Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то

неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке «все дозволено»,

надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются.

Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует

ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный

язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о

равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество).

Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства

(как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).

#51. Общество как система. Теоретические модели соц. реальности.

Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает

отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы,

порядки, основы, связи, и отношения.

Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным

познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества

используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель).

Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во

только в воображении.

Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы

самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в

производственную деятельность + техносфера.

Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это

не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений)

связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро

общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо.

Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения

общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем

договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и

другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие

людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти,

расписанное по нормам}.

Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его

развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты