образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие
аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С
помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на
различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о
принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю
математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не
исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.
3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).
Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных
обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к
эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала
создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается,
образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в
ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность
гипотетико-дедуктивного развертывания теории.
#61 Мораль и ее роль в жизни общества.
Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,
привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции
действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид
общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ.
энциклопед. словарь).
Исторически:
Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть
результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных
моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.
Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами
человеческой души.
Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в
неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль
эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм
разумным.
Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о
неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории
человечества.
Объективно:
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции
действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с
ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и
организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и
проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности
(как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения,
взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и
исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных
представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное
сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).
Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой
некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени,
данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную
систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное
понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить,
что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое
совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы
общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком,
безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило,
содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что
позволено Юпитеру, то не позволено быку».
Историческое развитие морали связано и со становлением элементов
общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии
прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем
большие требования предъявляются к духовному миру человека.
#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.
Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П.
Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть
историческую динамику развивающегося научного знания.
Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания
привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука –
обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить
движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и
др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией
ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как
органическую часть науки.
К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию
неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:
1) логическая невозможность «чистого наблюдения» в силу теоретический
нагруженности.
2) Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух
различных осмысленных суждений.
Истина принципиально недостижима (даже трава есть красная).
Главный источник науки – не накопление фактов, как утверждали
неопозитивисты.
Наука появляется, когда появляется проблема. И с ее решением начинается
рост научного знания.
Три мира Карла Поппера:
1. физическая реальность (я, ты)
2. субъективный мир (чувства, ощущения)
3. объективный (законы, правила)
Реально существует только правдоподобие – приближение к истине (похожесть
на истину). Научные теории сменяются одна другой вследствие «фальсификации»
каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный
факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более
правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким
образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория
несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире
люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели
черных).
Рост науки совершается как бы по Дарвину, выживает наиболее
правдоподобные из теорий, а истина не дана.
#49. Постпозитивистские концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.
Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире
чем научная теория, это господствующие в данный момент времени
фундаментальные представления о предмете и методах изучения.
Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых
складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто
занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного
сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты
становятся равносильными.
Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из
парадигмы или входит в нее.
Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой
парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к
кризису.
Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет
научной революцией.
Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической
революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе
науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а
происходит скачок; научная революция.
Этапы развития науки:
1) допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о
проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);
2) парадигма (возникает нормальное развитие);
3) смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет
наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).
И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс
выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских
программ, та, что более продуктивна, побеждает.
П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний
требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление
«гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм.
Защищает гипотезы более фундаментальные.
Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то
неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке «все дозволено»,
надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются.
Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует
ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный
язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о
равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество).
Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства
(как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).
#51. Общество как система. Теоретические модели соц. реальности.
Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает
отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы,
порядки, основы, связи, и отношения.
Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным
познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества
используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель).
Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во
только в воображении.
Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы
самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в
производственную деятельность + техносфера.
Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это
не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений)
связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро
общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо.
Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения
общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем
договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и
другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие
людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти,
расписанное по нормам}.
Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его
развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17