Кандидатский

проблематике во многом принципиально иной, чем у Бэкона. Декарт сравнивает

философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является

физика, а ветвями — прикладные науки. Реконструируем последовательно

основные положения декартовской философии.

Философская проницательность Декарта требует от него прежде всего

обоснования достоверности знания. Ему слишком хорошо известны доводы

скептиков на этот счет. Сам Декарт стремится использовать сильные стороны

скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнение не только

уместно, но и вообще является эффективным приемом в научных исследованиях.

Впрочем, Декарт не останавливается на методическом сомнении, он ищет

основания достоверности знания. Простое бэконовское утверждение

относительно достоверной силы эксперимента Декарту — в силу уже

указывавшихся оснований — не подходит. Искать надо не в области

эксперимента, а где-то в другом месте-в области человеческого интеллекта,

конкретнее, в уме человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к

человеческому интеллекту, есть настоятельная философская необходимость

обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое

картезианское: "Я мыслю, следовательно, существую". Основание всякой

достоверности суждений — наличие размышляющего субъекта. Центр и

одновременно исходная точка философии Нового вре мени — размышляющий

субъект. Философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних

веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к

концепции человека разумеющего.

Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция.

Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве

разумеющего человека. В самом субъекте основанием достоверности знания

является ум.

Речь идет об уме ясном, отчетливом и внимательном, умеющем проходить все

ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальные факты. Особое

внимание должно быть уделено исходному пункту цепи дедукций, ее началу.

Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная

интуиция выступает как прямое, непосредственное, рациональное постижение

сути дела. Содержательность интуиции выясняется в процессе успешно

осуществляемой дедукции (движения от общего к частному) и использования

соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта

включает: 1) признание истинным только того, что познается с предельной

очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максимально простых элементов

знания; 3) восхождение от простого к сложному.

Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно

обнаружить в эксперименте. Декарт стремится объяснить существование

теоретических идей исходя исключительно из реальности обособленного от

опытно-экспериментального мира субъекта. Пожалуй, это философская

крайность, указывающая на слабости позиций философского гения XVII в. То же

самое относится к дуализму философии Декарта, противопоставлению

материальной субстанции духовной.

Выделив ум человека и обособив его от всего телесного, Декарт

постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной, их

главными атрибутами являются, по Декарту, соответственно протяженность и

мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога

Декарт говорит о единой телесной субстанции, причем главным ее

непременным свойством, атрибутом считает не время, а протяженность, что

соответствует геометрическим наклонностям эпохи философа. Духовный мир

человека XVII в. характеризовали упрощенно. Но положительно уже то, что

четко видели его своеобразие, преодолевая тем самым ограниченность

гилозоизма, бывшего весьма популярным еще в эпоху Дж.Бруно.

Основные черты философии Декарта.

1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего

субъекта.

2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция и следующая

за ней дедукция.

3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.

4. Восхождение от простого к сложному.

5. Поиск рационального порядка во всем.

6. Развитие концепции врожденных идей.

7. Дуалистичность: представление мира состоящим из двух субстанций.

Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком и физиком.

Безусловно, развитие математики и физики в XVII в. необычайно

способствовало развитию философии. В силу особой значимости физики

абстрагироваться от ее влияния на философию в XVII в. нельзя. И лучше это

сделать в процессе анализа трудов непосредственно тех великих ученых,

которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной

картины мира. Среди них по праву числится и Декарт.

#29.Детерминизм, его историческое развитие, современная форма.

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу

детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и

психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают,

развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных

причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений

лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.

Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного

исторического развития представлений о причинно – следственных связях и

закономерностях.

Причина – это явление, которое порождает другое явление. Характеристики:

1. одно после другого,

2. одно порождает другое.

Причинные связи: прямые, опосредованные, отражение (следы магнитных

полей на горных породах), взаимодействие (причина испытывает обратное

воздействие со стороны следствия, выполняют практически одновременно роль

причины и следствия [почва, растение]), информационность, вероятностная

причинность.

В классической картине мира до ХХ века во – первых предполагалось, что

причинные связи исчерпывают все связи материального мира, а во – вторых

причинная зависимость всегда трактовалась как однозначная. Причинная связь

порождает воздействие одного объекта на другой. Традиционное представление

о причинности исходит из того, что эта связь однозначна, значит можно

просчитать и прошлое и будущее. Такой подход называется механистический

детерминизм, для него характерно очень жесткое понимание причинных связей и

ньютоновский тип законов [классическая механика] (Демокрит, Спиноза и

др.).

Кроме вышесказанного особенностью механистического детерминизма являлось

то, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами

(условиями). Как в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим

состоянием и силами, оказывающими действие извне. Отсюда и возможность

предсказаний. Также такое понимание называют Лапласовским детерминизмом.

Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В

механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как

однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что

одна и та же причина всегда имеет одно и то же следствие, что имеется

единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее

из этой причины.

Согласно диалектико – материалистической концепции детерминизма, причина

и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими связями, то есть

необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный

характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая

детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов,

индивидуально детерминированных в связи с другими типами детерминации.

Статистическая детерминация касается ситуаций, когда имеется несколько

альтернатив.

Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также

диалектическое переосмысление понятия закона. Случайность не отрицает

детерминизм, она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-

материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая

конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным

законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут

сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра статистически

детерминирована. Квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму

детерминизма. Она не отрицает причинность и закономерность, а их жесткую

форму.

Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие

всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная

регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными

исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма,

переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше

отражающей сложные социальные и природные процессы.

#30. Категории возможности, действительности, вероятность.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при

которой наступление события – причины обязательно влечет за собой вполне

определенное явление – следствие.

Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой

причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных

альтернативных следствий. Т.о. случайное событие наступает как результат

воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и

точности неизвестных причин.

Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления,

процесса, его потенциальное существование. Это то, чего еще нет, но что

может быть. (разраб. Аристотель). Это промежуточное состояние между бытием

и небытием.

Возможности бывают:

- реальные (конкретные);

- абстрактные.

Действительность – то, что уже осуществилось, что живет и действует.

Возможность и действительность – две последовательные ступени развития

явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования

причинных отношений в природе, обществе, мышлении.

Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Мы живем

в вероятностном мире. Вероятностный характер мира означает также его

многовариантность, т.е. в любой момент времени существует гораздо больше

возможностей, чем реализуется. Причем как правило более или менее сложные

системы имеют несколько вариантов изменения. Это м.б. одним из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты